|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ РЫНКА
|
17.05.2010 18:44 |
Автор: Уманец Лилия Игоревна, студентка Донбасского Государственного Технического Университета
|
[Економіка та підприємництво. Менеджмент підприємств та організацій] |
Постановка проблемы: Стратегия развития современного предприятия, не только производственного, но и торгового, должна определять в первую очередь развитие науки, ключевых производственных и обслуживающих систем новейшего уклада, возможности информационных технологий и среды, под влиянием негативных факторов, которые отрицательно действуют на деятельность предприятия. В современных условиях выживает и развивается тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается исследованием и поиском возможностей к развитию.
Анализ основных публикаций. Вопросами стратегиями развития предприятия занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Следует отметить научные работы В. Н. Амитина, А. И. Амоши, В. М. Гейца, А. С. Гальчинского, Б. Г. Далишина, А. А. Пересады, П. С. Маковеева, Н. Т. Пашуты, М. В. Шарко, Р. А. Фатхудинова, Э. А. Уткина и др., в которых обосновываются пути, источники и механизмы достижения стабильного развития предприятия посредством реализации модели стратегии развития экономики Украины.
Целью статьи является рассмотрение и исследование действенных мер по решению проблем развития торгового предприятия в условиях нестабильности рынка, основанные на квалифицированном управлении торговым процессом, в соответствии с современными мировыми тенденциями и опытом.
Изложение основного материала. В настоящее время разрабатывая стратегию развития для предприятий, очень большое внимание уделяется именно производственным единицам – улучшение производственного процесса по выпуску продукции, применение новых технологий по усовершенствованию товаров, а также повышению их качества и т.п. Забывая тем самым о важности и значимости торговых предприятий, деятельность которых играет не мало важную роль в экономике страны как на макро- так и на микро-уровнях. И которые также нуждаются в професинальном подходе к преобразованию и реорганизации своего бизнеса под влиянием негативных политических и экономических факторов.
Применение эффективной стратегии развития для торговых предприятий в условиях острой рыночной конкуренции необходимо с той же важностью, что и для производственных, завоёвывая тем самым новых потребителей, увеличивать долю охвата рынка и как следствие повышать свою конкурентоспособность, а также обуславливать стабильное получение прибыли.
В настоящее время на деятельность торговых предприятий множество факторов оказывают негативное влияние – инфляция, повышение уровня цен, не стабильная политическая ситуация в стране, наличие большого количества конкурентов, нестабильность работы поставщиков и др. Это является еще одной, из множества, значимых предпосылок для разработки и управления эффективной стратегией развития торгового предприятия.
Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В конкурентном бизнесе, где конечной целью является максимизация прибыли, это противоречие связано с разрывом между фактической и желаемой величиной прибыли. Разрыв может быть сокращен за счет ориентации всех сфер деятельности предприятия на удовлетворение потребностей рынка и реализации такой продукции, которая пользуется наиболее высоким спросом и может приносить максимальную прибыль предприятию[1].
Предложен новый методический подход к формированию стратегии эффективного функционирования торгового предприятия, основанный на использовании информации о степени приверженности покупателей, результатах анализа потребительских предпочтений, операционного, сценарного анализа.
Основная задача любого руководителя – определить стратегию развития возглавляемого им предприятия. Выбирая стратегию развития каждый руководитель обязан изучить и проанализировать различные факторы, которые могут оказать влияние на стабильное положительное функционирование своего предприятия. В решении данной проблемы поможет модель поэтапного развития торгового предприятия, обслуживающего потребителей, которая состоит из семи ступеней.
1) Повышение степени удержания покупателей. Подразумевается, сократить долю покупателей, совершивших покупку у него только раз и больше к нему и к его товарам не обратившихся. Конечно, обеспечит 100-процентное превращение всех покупателей в повторных и более того- постоянных, задача почти нереальная. Необходимо отметить, что 70 % всех новых торговых предприятий основной упор делают на послепродажное обслуживание покупателей и на качественный сервис покупки, чтобы тем самым расположить к себе клиента и как следствие сделать его постоянным, а значит прибыльным.
Отметим еще один аспект этой задачи: не за каждого клиента стоит бороться, стараясь сделать его лояльным и потому постоянным. Тратя большие средства на рекламу, вы будите привлекать все больше новых, первичных клиентов, но значительная часть будет затем теряться, делая ваши усилия и рекламные расходы малоэффективными. Этот аспект носит негативную особенность, которая также требует внимания[2].
2) Увеличение доли предприятия в расходах потребителей. Добиться этого можно либо за счет расширения ассортимента товаров (услуг), приобретаемых одним и тем же покупателем, либо за счет роста его годового объема покупок. Речь идет о том, чтобы покупатели брали не только один вид товаров предприятия, но чтобы они приобретали все больше разнообразных товаров и пользовались его разнообразными услугами, будучи уверенными в высококачественном уровне сервиса . Тем самым доля предприятия в расходах данного круга покупателей будет постепенно возрастать.
3) Привлечение новых потребителей. Это не простая задача, подразумевающая тем самым перехвата части рынка у конкурентов, а также требующая определенных военно-маркетинговых решений, но решить ее возможно. И если это удается, то предприятие начинает заметно расти и получает денежные потоки, достаточно большие, чтобы сделать четвертый шаг вверх по лестнице роста. Упоминание о денежных потоках здесь прозвучало не случайно, а логически продуманно – каждый шаг вверх требует все больших денежных средств и потому решаться на него и на предыдущие достаточно опасно, и требует тщательно анализа.
4) Разработка новых товаров и услуг (либо их усовершенствование).
5) Выход на новые рынки. Этот шаг может предполагать либо разработку предоставления и продажи новых товаров и услуг для рынка, на котором предприятие уже работает, либо выход с существующим ассортиментом на новые отраслевые или региональные рынки. Очевидно, что любой из этих шагов требует больших расходов, поскольку инновационная деятельность или проникновение на новый рынок, вместе с маркетинговой программой – дело всегда достаточно затратное.
6) Новые каналы товародвижения. Если предприятие уже ведет активную инновационную деятельность, то для обеспечения дальнейшего роста продаж ему стоит сделать следующий шаг вверх – заняться созданием новых каналов товародвижения. Такая задача становиться актуальной в случае, если ранее организованные каналы товародвижения исчерпали свои возможности или не могут обеспечить удобство приобретения товаров новым целевым группам потребителей. Тогда нужно искать новые пути продвижения к покупателям.
7) Рост за пределы отрасли. В этом случае руководство предприятия может купить новый бизнес, находящийся на высоких ступеньках такого же рода лестницы роста, но на совершенно других рынках.
Эта высшая ступенька лестницы также сопряжена с большими проблемами – приходится заниматься совершенно новым бизнесом, что требует не малой квалификации, денежных затрат, и влечет за собой большие риски падения эффективности нового бизнеса в силу незнания его особенностей командой менеджеров нашего предприятия. Тем не менее отбрасывать такой вариант роста не стоит, поскольку он позволяет предприятию расти в размерах и стоимости даже тогда, когда оно исчерпало все возможности в пределах того рынка, где оно когда-то начало свою деятельность[3].
Выводы. Уровень развития экономики и нестабильная ситуация на рынке для торговых предприятий, все больше определяется совокупностью наукоемкости продукции, квалификацией и интеллектуальным потенциалом руководителей и персонала, финансовыми ресурсами, маркетинговыми исследованиями и другими факторами.
Мировой опыт и практика свидетельствуют, что при реорганизации структур и созданием новых структур предпочтение отдается выбору стратегии развития торгового предприятия, для его успешного функционирования в дальнейшем.
Список использованной литературы:
1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. Москва: ИНФРА-М, 2000.
2. Араф’єва О. В., Кондратюк О. І. Стратегічне забезпечення життєвого циклу підприємства Н “Актуальні проблеми економіки” № 3 (81), К. – 2008. – с. 46-49.
3. Зуб А. Стратегии роста Qoe Vadis Н “Менеджмент и менеджер” № 11-12, К.-2008. – с. 15-27.
e-mail: umancev@m3x.org
|
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
|
|
|