|
|
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
|
04.05.2010 14:48 |
Автор: Лутицкая Жанна Сергеевна, аспирантка Харьковского национального экономического университета
|
[Економіка та підприємництво. Менеджмент підприємств та організацій] |
Процессам планирования и управления предприятием в долгосрочном периоде присущ фактор неопределенности. Порождаемый нестабильностью окружающей среды и предпосылками к массовым кризисам. В этих условиях слудует вести речь о стратегическом антикризисном управлении как средстве эффективного менеджмента предприятий в сложившийся ситуации.
Стратегическое управление определяется как деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и поддержанием ряда взаимоотношений между предприятием о окружением, которые позволяют добиваться своих целей, соответствуют внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Цель данной статьи – показать значимость выбора антикризисной стратегии предприятия.
Актуальность данной статьи – рассмотреть выбор антикризисной стратегии предприятия в системе управления.
В работах специалистов по антикризисному управлению А. Г. Грязновой., Ковалева А. П., Скворцова П. П., Кузина Б. И даются в целом близкие дефиниции антикризисного управления, имеющие, тем не менеее, свои отличия. Так, в работе Э. А. Уткина антикризисное управление определяется как управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, на обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления [ 2, 3, 4,5].
Стратегия определяется как средство управления согласованным использованием собственных ресурсов, обеспечивающее поведение какой – либо системы в достижении желаемых для нее результатов в условиях противодействия.
В рамках антикризисного управления стратегию следует рассматривать как инструмент разрешения противоречия по развитию предприятия в условиях проявления кризиса либо его угрозы, при воздействии кризисообразующих факторов, на базе ограниченных ресурсов.
Отличительной чертой множества определений категории «стратегия» является ее выделение как «средства решения проблем» либо «разрешения противоречий»[2].
Любые трансформационные процессы предприятия можно рассматривать как процессы развития, направленного либо на рост предприятия, либо на его упадок. С общесистемных позиций развитие предприятия следует рассматривать как изменение, повышающее степень его организованноати. В рамках антикризисного управления это утверждение следует счичать справедливым, если развитие носит прогрессивный характер и влечет за собой качественные изменения как общего, так и частного плана, позволяющие предприятию осуществлять поступательные движения в развитии технологий, производственной базы, в расширении рынков сбыта, совершенствовании финансовых и управленческих механизмов, в оптимизации организационной структуры предприятия[1].
Стратегия формируется в рамках стратегического планирования, отличительной особенностью которого в условиях антикризисного управления является акцентирование внимания на средствах оценки, анализа и контроля для постановки четких целей, определения соответствующих задач, разработки и принятия наиболее актуальных управленческих решений.
Кризисные условия предприятия и условия трансформации среды влекут за собой повышение чувствительности ограниченных ресурсов к качеству принимаемых стратегисеских решений. Это пояснчется тем, что в условиях угрозы кризиса либо его развития на предпрятии решения должны быть строго выверены, целенаправлены и сбалансированны, так как реализация любого неверного управленческого решения влечет за собой упрочения позиций кризиса и ослабление предприятия. В то же время происходит допольнительное расходование средств, затрачиваемых на реализацию данного решения, а следовательно, возрастает потребность в ресурсах для ликвидации либо преодоления кризиса.
Таким образом, антикризисную стратегию можно определить как способ достижения предприятием своих целей, определяющий его поведение в пространтсве параметров, воторые характеризуются противоречиями, проблемами, негативными импульсами, породжаемыми взаимодействием внутренних компонентов предприятия, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла. Антикризисная стратегия задает параметры, определяющие альтернативные действия по разрешению противоречий в рамках заданных ограничений, а также играет роль коордтнирующего средства подсистем и процессов предприятия.
Список использованной литературы:
1. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 432 с.
2. Антикризисный менеджмент/ Под ред. проф. Грязновой А. Г. – М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд – во «ЭКМОС», 1999. – 368с.
3. Ковалев А. П. Как избежать банкротства. – М.: Финстат – информ . 1996. – 92с.
4. Скворцов Н. Н. Как предотвратить банкротство предприятия?: От выживанию к процветанию. – К.:Будівельник, 1995. – 144с.
5. Стратегия и таетика антикризисного управления фирмой/ Под общ. ред. А. П. Градова, Б. И. Кузина, - СПб.:Специальная литература, 1996. – 398 с.
e-mail: bilyabock@mail. ru
|
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
|
|
|