В ХХІ веке мир живет в период инновационной эры, в условиях глобализации и новых технологий. От менеджера требуются глубокое понимание принципов производства и их последовательного применения на практике. А это, в свою очередь требует способности менеджера видеть бизнес своего субъекта хозяйствования и умения управлять им как единым процессом, обеспечения максимальной стабильности и умения прогнозировать будущие события. Именно поэтому менеджмент будущего должен основываться на тщательно продуманных целях и долгосрочных решениях во всех важнейших областях. Для организации менеджмента на основе поставленных целей менеджеры всех уровней должны сосредотачивать значительные усилия на комплексном использовании инструментов маркетинга и логистики, на внедрении маркетингово-логистического менеджмента, постоянном повышении уровня знаний.
Чтобы решить такую задачу у отечественных менеджеров, работающих на международных рынках, должно укорениться устойчивое мышление о необходимости использования менеджмента по целям. При таком менеджменте каждый отечественный работник на целевом международном рынке решает свою, специфическую задачу, а все вместе стремятся к общему результату, к общей цели. В коллективе должно быть налажено обучение персонала лидерству и выделены лица для выполнения такой функции, чтобы каждый обучающийся саморазвивался, стремился узнать новое о зарубежной стране и старался закрепить это знание через постановку новой цели своей работы. Используя опыт инновационных иностранных компаний следует развивать у отечественных работников «бережливое лидерство» по такой модели:
1. Будь привержен идее саморазвития.
2. Наставляй и развивай других.
3. Поддерживай ежедневные улучшения.
4. Создавай видение и соотносительные с ним свои цели.
В основу такой модели необходимо заложить набор ценностей, на основе которых формировать ядро развития лидерства. Практикой подтвер-ждено, что любое развитие человека должно начинаться с принятия ценностей и приверженности цели» [4]. Например, в Тоуота такой набор ценностей начинается с вызова. Здесь верят, что людям нужно бросать вызов, иначе они никогда не будут способны саморазвиваться до максимального уровня. Кроме этого им нужны навыки и уверенность, чтобы принимать вызов с энтузиазмом.
Наукой и практикой подтверждено, чтобы успешно достигать намеченной цели, менеджеры, особенно менеджеры-руководители должны четко понимать совокупность инструментов менеджмента, знать самые общие правила выбора цели и значения ее в бизнесе. По утверждению известного бизнесмена Ли Якокка решения любых задач в бизнесе достигается, прежде всего, умением менеджеров определять приоритеты деятельности и стратегии, используя системный подход к выбору цели.
Цель можно формулировать так:
— достигнуть максимума эффективности производственно-экономи-
ческой деятельности на целевом рынке (например, экспорте пшеницы);
— максимально удовлетворить потребности (заказы, спрос) иностран-ных покупателей по объемам продажи (например, меда), выполнения работ и предоставления услуг;
— свести к минимуму затраты на перевозки, работы и услуги продукции экспортируемой в такую-то страну;
— максимально улучшить условия труда и быта персонала, работающего зарубежом;
— свести к минимуму ущерб окружающей среде при перевозках продукции экспортируемой в такую-то страну.
В условиях глобализации, развития рыночных отношений и росте конкуренции, чтобы сохранить и умножить заказы на отечественные товары и услуги на целевом международном рынке, необходимо, прежде всего, выделить производственную стратегическую цель [3].
Однако для практической деятельности такую цель требуется детализировать, разделить на подцели, например:
1 — максимально удовлетворить потребности (заказы, спрос) по объемам товаров, работ и услуг, включая интересы потребителей;
2 — стремиться максимально удовлетворить растущие требования к качеству выполнения работ и взаимодействию со смежниками на стыках в едином технологическом процессе.
Полное достижение этих двух целей должно позволить менеджеру любого отечественного субъекта хозяйствования, который работает на целевом международном рынке, в условиях развития рыночных отношений и росте конкуренции, наращивать доходы путем сохранения иностранных покупателей продукции и привлечения новых. Причем, доходы должны перекрывать расходы, поэтому вся деятельность менеджеров и персонала должна быть направлена на максимизацию прибыли. Чтобы достигнуть такого положения, следующую стратегическую цель формулируют так:
3 — свести к минимуму затраты на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Однако названные цели могут быть не достигнуты вследствии форсмажорных обстоятельств - неблагоприятных условий труда и быта, несправедливой системы оплаты труда и влияния социально-экономи-ческих и психологических факторов, вследствие чего лучшие рабочие и специалисты будут уходить к конкурентам из-за низкой мотивация. В этой связи рекомендуется выделять еще одну стратегическую цель:
4 — максимально улучшить способы стимулирования персонала, условия его труда и быта.
5 — достигнуть максимальной безопасности производственной деятельности и исключить вредные выбросы в окружающую среду.
Практикой доказано, что цель 3 может быть достигнута только при наиболее рациональном использовании потенциала, имеющегося у субъекта хозяйствования и совершенствования менеджмента при условии выполнения заказов, удовлетворении спроса по объемам на товары, работы и услуги, требований к качеству обслуживания и взаимодействия (без ущерба для целей 4 и 5).
В современных условиях использование стратегических целей на первом уровне в практике принимают едиными для производственных подразделений и субъекта хозяйствования в целом. На втором уровне также возникает необходимость детализация целей (рис.), но с учетом индивидуальности деятельности субъекта хозяйствования или отрасли при устойчивом спросе на его продукцию, а также специфики работы.
Это означает, что кроме объективных оснований в определении целей важное значение имеет вопрос: кто их формулирует? Субъективное восприятие зависит от ряда факторов, во первых - от опыта работы, квалификации, личных качеств менеджера, конкретной ситуации и др.
Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям: реальность, конкретность, достижимость.
Цель - это результат исследований и предсказаний, начальный вариант решений, в котором нужно учитывать
• возможности системы, а субъекты хозяйствования – сложные системы;
• требовательность, ориентация на высокий результат, успех (а не на процесс) – то есть, цель необходимо фурмулировать с учетом стимули-рующего фактора, который побуждает исполнителей на достижение высоких результатов и успеха, прилагать дополнительные усилия и использовать весь производственный потенциал субъекта хозяйствования;
• научную обоснованность, согласованность – это значит, что в цели должны быть учтены объективные законы развития среды и объекта управления, сбалансированные объективные и субъективные элементы целеполагания, а все цели, лежащие в основе развития объекта управления, надо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействия;
• измеряемость – это значит, что цель должна быть представлена количественно или иным способом для оценки степени ее достижения, очень важно при формировании плановых документов, стандартов действий или работ, нормативов и тому подобное.
Особенно важно установить временные характеристики цели:
• однозначность для восприятия, ясность – то есть, рассматривая цель как самый общий вариант решения, исполнители должны понимать необходимость, направленность и целесообразность своей работы, тогда они смогут обесценивать более совершенные варианты достижения целей;
• гибкость - возможность и необходимость внесения корректив в содержание цели и структуру целей субъекта хозяйствования под влиянием
изменений в среде;
• приемственность – необходимость учета обычаев, потребностей, желаний, традиций и ценностей, сложившихся в стране;
• отображение содержания деятельности – это значит, что процесс установления цели задается с учетом цели субъекта хозяйствования в целом,
а также отдельным его составляющим определенного содержания и порядка
действий, соблюдение которого должно способствовать достижению целей.
Формулирование цели осуществляется в четыре обязательных этапа:
1) выявление и анализ тенденций (можно наблюдать в окружении);
2) установление общей цели объекта управления;
3) построение иерархии целей ( «дерева целей»);
4) установление индивидуальных целей и задач как инструмента обеспечения их выполнения.
С помощью построения структуры стратегических целей менеджмента субъекта хозяйствования удается решать две важные проблемы:
- определить и детализировать основные требования, предъявляемые к нему и его продукции. Каждый новый уровень цели по сути – это набор способов ее достижения в предыдущем более высоком уровне.
- выявить и описать противоречия между стратегической целью, а затем найти пути и способы их устранения для создания благоприятных условий эффективной работы.
При формулировании цели менеджер-руководитель или менеджер-маркетолог должны учитывать:
- во-первых, что нужно иностранному потребителю в конкретный период времени и как лучше его наиболее полно удовлетворить;
- во-вторых, одновременное достижение целей 1 и 2 часто требует самостоятельного принятия решений об увеличении затрат ресурсов (цели 1 и 2 вступают в противоречие с целью 3).
Задача менеджеров устранить данное противоречие. Анализ зарубежной практики показывает, что необходимо использовать максимум экономической самостоятельности коллективов в сочетании с высокой заинтересованностью и полной материальной ответственностью за результаты.
Как видим, менеджер-руководитель и менеджер-маркетолог субъекта хозяйствования обязаны не упускать выгоду, а наращивать доходы в условиях спада объема выпуска продукции и растущей конкуренции. Для этого необходима информация о том, где и каковы потребности в товарах и услугах, а также о структуре и требованиях иностранных покупателей к качеству обслуживания, а также об интересах конкурентов по взаимодействию. Получить такую информацию можно только в процессе маркетинговых исследований или покупки ее у зарубежных фирм.
На основании текущих задач субъекта хозяйствования менеджер определяет цель и конкретные показатели, их плановые величины на ближайший период времени (месяц, год) по каждому направлению деятельности, согласно конкретно сформулированной стратегической цели второго уровня. В деталях структура стратегической цели для каждого субъекта хозяйствования значительно различается.
Чтобы чего-то добиться и иметь успех, при формировании структуры стратегических целей необходимо представлять ответы на такие вопросы:
• Какой цели должен субъект хозяйствования достичь?
• Согласуется ли она с целями подразделений (элементами системы)?
• Существуют ли так называемая высшая цель и определенные проме-жуточные задачи на пути к главной цели?
• Что могут делать менеджеры для этого, на основе знания сильных сторон и над чем надо работать (слабые стороны)?
Каждый менеджер должен уметь правильно определить долгосрочные цели деятельности на целевом рынке, планировать и строить структуру объекта исследования. Новые технологии, несомненно, породят очередные потребности в инновациях.
Менеджмент — это важнейшая совокупность цели, методов, форм собственности, норм и правил, которые менеджеры должны усвоить и никогда не нарушать. В противном случае поставленные цели достигаться не будут. В связи с этим, при назначении на должность менеджера-руково-дителя необходимо предварительно исследовать тип личности и ее качества. Только после этого можно обстоятельно ответить на вопрос, пригоден ли конкретный специалист к назначению на такую должность. Так необходимо поступать и вузам при приеме абитуръентов на специ-альность «менеджер». Это важно потому, что «Если нет у человека данных, чтобы стать руководителем-менеджером, его — учи не учи — не научишь» (Анри Файоль) [1].
Чтобы организовать эффективное функционирование субъекта хозяй-ствования менеджер-руководитель, кроме безупречного знания технологии процесса основной деятельности, должен обладать искусством предприни-мательской способности, гибкостью и быстротой реагирования на запросы потребителей целевых рынков, быть организатором способным мобилизо-вывать коллектив на творчество и на достижение высокой производи-тельности труда. Только квалифицированный инновационный менеджер в современных условиях может достигать успеха. Вследствие недостаточного количества компетентных менеджеров в Украине, в период самостоятельности на высшие посты в отраслях назначались квотовые менеджеры, которые привели страну к глобальному кризису и разрушению экономики.
Установление цели – сложный и трудоемкий процесс и в настоящее время менеджеры-руководители всех уровней должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности функционирова-ния субъектов хозяйствования. Их задача — разрабатывать и внедрять более эффективные способы выполнения конкретной операции. Если они не мо-гут или не хотят рисковать при возникновении новых идей, то предпри-нимательская деятельность в субъекте хозяйствования ограничивается [5].
Использованные источники:
1. Аксенов И. М. /Маркетинго-логистический менеджмент – Учебное пособие – изд. Москва – МИД Основание (електрон. вариант) – 2018. – 289с.
2. Грэхем Р. Даулинг Наука и искусство маркетинга /Профессиональный взгляд на маркетинг //Санкт-Петербург — Вектор.— 2006. — 392с
3. Роберт Кийосаки, Флеминг ДЖ., К Кийосаки /Бизнес XXI века – Минск – 2013 – 191с
4. Практика менеджмента /Питер Ф. Друкер – Издательский дом «Вильямс» – 2009 – 397с
5. Лайнер Дж., Хосеус М. Корпоративная культура Тоуotа: Уроки для других компаний. — М.: Альпина Паблишер, 2017 – 334с.
|