Современная инвестиционная политика Республики Беларусь должна являться гибкой и вариантной и основываться на нормах инвестиционного законодательства. Следует также отметить, что все участники инвестиционного процесса формируют свою инвестиционную политику.
В последние годы инвестиционная политика претерпела изменения и также на уровне белорусских областей и районов. Так, если ранее на уровне области или района занимались в целом распределением инвестиционных средств из республиканского бюджета, то в данный период времени к ним добавляются и новые функции: поиска, привлечения и рационального использования инвестиционных ресурсов.
Инвестиционная политика Республики Беларусь на уровне областей и районов все более начинает принимать вид предпринимательства, вместе с тем придерживаясь социальной направленности.
В регулировании инвестиционного процесса в Республике Беларусь принимают участие различные субъекты, которые проводят свою инвестиционную политику, однако первичным является республиканский уровень.
Развитие инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется не только на республиканском, но также на уровне областей, районов, субъектов хозяйствования, то есть на макро-, мезо- и микроуровнях, имеющих определенные особенности.
Белорусский исследователь Т. В. Карпей считает, что «инновационное развитие регионов следует рассматривать как составную часть государственной инновационной политики, направленной на обеспечение высокой конкурентоспособности экономики, а скорость реализации инноваций как движущую силу конкуренции… Повышению эффективности инвестиций в регионе должна способствовать государственная поддержка малого инновационного бизнеса, которая может осуществляться в виде прямых дотаций в рамках целевых инновационных программ, налоговых и кредитных льгот как по величине процента, так и порядку погашения, в форме безвозвратных ссуд» [1, c. 121-122].
Развитие экономической системы областей и районов Беларуси состоит в использовании инвестиционных ресурсов. Вместе с тем достижение экономического роста административно-территориальных единиц государства возможно лишь через поступательное инвестиционное развитие. Формирование и развитие инвестиционных процессов на уровне областей и районов Республики Беларусь базируются на определенных особенностях, а система регулирования инвестиционных процессов включает в себя несколько этапов.
Первый этап – формирование инвестиционного потенциала. На данном этапе на макро-, мезо- и микроуровнях осуществляется оценка потенциала инвестиций с учетом соблюдения интересов всех участников инвестиционного процесса.
Второй этап – создание благоприятных условий для использования инвестиционного потенциала в определенные сроки.
Третий этап – осуществление оценки эффективности инвестиционного потенциала применительно ко всем участникам инвестиционного процесса.
К этапам инвестиционного потенциала следует отнести:
- деятельность участников инвестиционного процесса;
- инвестиционный климат административно-территориальных единиц Беларуси;
- инвестиционный потенциал административно-территориальных единиц Беларуси;
- рынок региональных инвестиций.
Инвестиционный процесс в Республике Беларусь включает в себя осуществление определенной последовательности действий, которые являются управляемыми. В качестве критерия управляемости инвестиционного процесса, на наш взгляд, необходимо обеспечить интересы всех участников инвестиционного процесса административно-территориальных единиц Беларуси. Под балансом интересов следует понимать осуществимость выбора наиболее приемлемого варианта развития инвестиционного процесса на каждом из его этапов, который бы удовлетворял интересы всех его участников. Главной задачей формирования баланса интересов участников инвестиционного процесса должна стать такая организация привлечения инвестиций, которая способствовала бы установлению согласованных целей и критериев выбора.
В формировании инвестиционного процесса принимают активное участие следующие стороны:
• внешние инвесторы;
• внутренние инвесторы;
• получатели инвестиций;
• органы регулирования инвестиционной деятельности.
Следует отметить, что каждый из участников может стать инвестором инвестиционного процесса, однако роли сторон, а также интересы участников в нем могут меняться. Все участники инвестиционного процесса оказывают самое непосредственное влияние на сам процесс. Этот фактор объясняется как экономической наукой, так и белорусским законодательством об инвестиционной деятельности. В этой связи возникает необходимость правового регулирования статуса участников инвестиционного процесса и соблюдение ими баланса интересов.
Многообразие участников инвестиционного процесса обусловливает необходимость формирования инвестиционных рынков. Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности и источников привлечения инвестиций можно представить следующим образом.
Инвестиционные процессы можно рассматривать и как определенный вид бизнеса, который имеет свои особенности. На наш взгляд, к ним относятся:
• необходимость учета экономических интересов всех участников инвестиционного процесса;
• необходимость достижения сформулированных целей экономического развития областей и районов Республики Беларусь.
Выделение специфических особенностей экономического развития областей и районов Республики Беларусь в период трансформации их инвестиционного развития определяется следующими факторами:
• ускорением формирования ограничений на инвестиционную деятельность;
• ростом диспропорций в инвестиционных процессах.
Ускорение формирования ограничений на инвестиционную деятельность обусловлено поступающими факторами:
- экономико-политические – обусловлены национальными интересами Республики Беларусь по обеспечению своей национальной безопасности и территориальной целостности;
- экономико-социальные – обусловлены ростом социальных запросов общества, а также инвестиционной активности граждан государства при защите своих экономических интересов в инвестиционном процессе;
- экономико-экологические – связаны с формированием политики рационального ресурсопотребления и природопользования, а также возникновением фактора глобализации.
Неравенство областей и районов Республики Беларусь в инвестиционном процессе обусловливается реализацией конкурентных преимуществ, которые находят свое применение в условиях формирования рыночной экономики в Республике Беларусь, а также в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности в государстве, рыночными способами распределения созданных благ и свободным рыночным ценообразованием.
На инвестиционные процессы, происходящие на уровне областей и районов Республики Беларусь, оказывают влияние две группы факторов:
• системные – определяются производственными возможностями областей и районов Беларуси и имеют существенное влияние на текущее состояние инвестиционных процессов;
• ситуационные – определяются финансовой реализацией системных факторов и могут оказывать влияние на способы регулирования инвестиционных процессов в будущем.
В свою очередь, все области и районы Беларуси имеют свои отличия по системным и ситуационным факторам. Даже районы, которые граничат друг с другом, имеют свои различия в данных факторах, которые должны учитываться государством при разработке своей инвестиционной политики.
Инвестиционная политика Республики Беларусь в транзитивной экономике должна быть направлена на увеличение эффективности привлечения и использования отечественных и зарубежных инвестиций в целях обеспечения экономического роста государства.
Как считает экономист И. А. Заякина, «иностранные инвестиции играют особую роль для роста экономик. Инвесторы из разных стран традиционно являются дополнительными гарантами сохранения частной собственности и поставщиками современных технологий и производств, поставщиками в сфере предпринимательской этики и традиций. Поток инвестиций из передовых стран является и дополнительной гарантией стабильного развития принимающей стороны, ее финансового, институционального и законодательного совершенствования» [2, c. 6].
Литература:
1. Карпей Т. В. Инновационное инвестирование: региональный аспект // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы междунар. науч.-техн. конф. : В 3 ч. / М-во Респ. Беларусь, М-во образования и науки Рос. Федерации, Федеральное агентство по образованию, Могилев. Обл. исполн. клом., Нац. акад. наук Респ. Беларусь, Белорус. – Рос. ун-т ; редкол. : И. С. Сазонов (гл. ред.) [и др.]. – Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2010. – Ч. 3. – С. 121 -122.
2. Заякина И. А. Ведение // Инвестиции. Иностранный капитал: опыт и практика: учебное пособие / И. А. Заякина, А. А. Черникова, Э. А. Карпов, Н. И. Ляхова, О. А. Новикова. – Старый Оскол: ТНТ, 2014. – С. 6.
|