Современное естественно-научное пространство, образующее общепринятую реальность, по сути сформировано классической физикой и примыкающим к ней биологией, химией, медициной. Так называемая ньютоно-картезианская парадигма определила на много веков ход не только научной мысли, но и формирование мировоззрения и культуры многих народов мира, создавая через редакторы восприятия и сознания феномен общепринятой реальности. При всех своих достоинствах такой взгляд на вещи имеет ряд ограничений и противоречий.
Естественно-научный взгляд на мир в полной мере выразился и в формировании и развитии экономической науки. Позиции меркантилистов и физиократов, классической и неоклассической школ, кейнсианцев и институционалистов практически полностью детерминированы ньютоно-картезианской парадигмой, что создало не только возможности развития экономической теории, но также породило ряд противоречий и ограничений.
Первая половина XX века была ознаменована рядом важнейших постановок в области теоретической физики. В частности это теория квантовых пространств и квантовая механика. Данное направление связано с формирование принципиально иной, по сравнению с классической, картины мира, в попытке разрешения основных диалектических противоречий между духом и материей, сознанием и вещественностью, миром психических феноменов и физической реальностью. В итоге появилась система взглядов, выходящих за пределы общепринятой картины мира, и, как это не парадоксально, обращающейся к традиционной мудрости, накопленной народами мира в процессе субъективного постижения экзистенций.
Основной позицией квантового подхода явилось гипотетическое предположение о наличии некоторого метапространства или сферы логосов, которое является исходным по отношению мира вещей общепринятой реальности классической науки. Здесь проявляется близость учению В.И. Вернадского о ноосфере. Также, что является немаловажным, данное квазипространство можно не только постичь, но и взаимодействовать с ним оказывая определяющее влияние на мир общепринятой реальности. Данное пространство является особой формой бытия, существует по специфических законам и проявляется в специфических формах, при этом являясь исходным по отношению к традиционной для нас естественно-научной реальности.
Диалектическое противоречие между духом и материей сопровождает человека на протяжении всей его истории, что находит подтверждение как в антропологических исследованиях, так и в мифологии. В человеке по сути встречаются такие бытийный формы как мир минералов, растений, животных, психодинамики, сознания и духа. От их субординированной интеграции по сути и зависит разрешение противоречия между материей и духом. Такая интеграция становится возможной в свете квантовой парадигмы.
Противоречие между духом и материей через систему превращенных форм в полной мере нашло свое отражение и в сфере товарного производства. Противоречия в отношениях между человеком и капиталом, капиталом и наемным трудом, человеком и природой, человеком и техникой по сути являются формами противоречия между духом и материей. Исторически проявлено бесчисленной множество фактов, свидетельствующих о том, что люди духа и высших форм творчества как правило находятся в конфликте с материальным миром. И наоборот люди, посвятившие себя деятельности в материальной реальности находятся вне духовных смыслов и экзистенциональных постижений. Отсюда порождается громадный диапазон противоречий экономической системы. К примеру, для осуществления процесса воспроизводства необходима определенная критическая масса потока фундаментальных открытий и прикладных изобретений. Как свидетельствует история, одних только материальных условий для этого недостаточно. Люди посвятившие себя фундаментальной науке и высшим формам творчества выходят за пределы вещных отношений. Однако для реализации фундаментальных открытий и разработок необходимы адекватные материальные условия и формы. Однако целью капитала является сверхприбыль, поэтому для него возможно внедрение таких открытий, которые не только не отрицают его внутренней сути, но и способствуют его дальнейшей эволюции по пути достижения своей основной цели через эксплуатацию, потребительство и различные формы экспансий, в том числе и военных.
Феномен предпринимательства, описанный Й.Шумпеттером и описанный в богатой бизнес-литературе по своей сути выражает поиск разрешения данного противоречия, если отличать предпринимателя от капитала и наемного труда. Мотивацией капитала является прибыль при минимальных затратах, мотивацией наемного труда — средства к существованию также при минимальных затратах. Целью предпринимателя является реализцация проекта путем интеграции духовных и материальных бытийных пространств. Высшие смыслы, прибыль и средства к существованию для предпринимателя являются факторами-компонентами проекта, сочетая и комбинируя которые он достигает поставленные цели. Именно поэтому зачастую предприниматели выходят на уровень метапространства, используя интуицию и экстрасенсорные способности, чаще всего сторонясь академической науки ньютоновского толка по причине маргинализации (навешивании ярлыков) последней ключевых бизнес-процессов, образующих успех проекта. Методы, используемые предпринимателями, близки к методам экзистенционального познания, проявленных в традициях многих культур.
Общепринятая реальность, сформированная парадигмой классической науки, по сути является лишь неким институциональным фактором, по сути замещающим истинную картину мира, обостряя противоречия между духом и материей, и, соответственно, ограничивая процесс субординированной интеграции различных форм бытия в человеке. Данная парадигма консервирует противоречия между капиталом и наемным трудом, природой и человеком, человеком и техникой. Парадигма классической науки по сути является идеологией капитала, до тех пор пока она будет жива будут существовать основные формы бытия и противоречия капитала, которые являются производными от противоречий между духом и материей. Квантовая же парадигма, основанная на постижении метапространства, позволяет решить данные противоречий и выйти на принципиально иной виток развития.
Исследуя в исторической ретроспективе процесс развития противоречий между духом и материей можно привечь дневники путешественников-бытописателей таких как Миклухо-Маклай, основываясь на той точки зрения, что современные племена являют собой реконструкцию форм жизни наших далеких предков. Племена в которых преобладало духовное постижение были в процессе исторических процессов подчиняемы племенами, где преобладали различные формы ведения экспансии, в частности военной организации и оружия. Таким образом в исторической ретраспективе победила власть военной силы и эксплуатация, а не высшая духовная деятельность, что и проявляется в мифотворчестве народов мира, - в частности в истории о грехопадении человечества. Однако человек является существом не только материальным, но и духовным, поэтому данное движение данного противоречия пронизывает всю историю жизни человечества. Достаточно подробно механизмы действия и формы его разрешения представлены в работах Л.Н. Гумилева. Потоки духовных сил, действующие на духовные области бытия как отдельных людей, так и целых сообществ и этносов пораждают масштабные исторические движения. Часто это происходит помимо воли и сознания людей, не удосужившихся освоить данные бытийные пространства. Отсюда возникает множество катаклизмов и исторических трагедий, как форм движения противоречий между духом и материей. В квантовой парадигме разрешение данного противоречия происходит через системное освоение важнейших областей бытия человека (а также социальных групп) и их субординированная интеграция, что снимает проблему неосознанного потока пассионарных импульсов и их конфликт с ложным эго, сформированным в пределах общепринятой картины мира. Квантовая парадигма по сути представляет собой путь освобождения от оков ложного эго, столь мешающего обществу, сформированному под действием традиционной классической науки.
Квантовая парадигма как основное исходное начало и сфера приложения экономической политики позволит разрешить конфликты между различными социальными группами и классовые противоречия, о чем свидетельствуют взгляды и опыт мыслителей Древнего Китая (в частности Лаодзы и Конфуция, в своих взглядах исходящих из постижения метопространства), а также библейская теократия.
Квантовый подход в исследовании товарного производства прежде всего состоит в постижении некоего метапространства, на уровне которого исчезает жесткая детерминированность человека в товарную систему, что значительно повышает степень как исследовательской свободы, так и возможности осуществления многовариантного поведения, основанного на интеграции духовных и материальных начал.
Культура как институциональный фактор, основанная на квантовом подходе, в самом своем стержне обратиться к традиции экзистенционального опыта и его проявления в пространственно-временном континууме. Тем самым повышая уровень не только индивидуальной гармонии каждого человека, но и общества в целом. Опыт экзистеонализации культурного пространства длится на протяжении всей истории человечества, однако в последние столетия он был сильно ограничен господством ньютоно-картезиансткой парадигмы, давлеющей над общественным сознанием.
Данная форма разрешения важнейших противоречий между духом и материей насчитывает много тысячелетий и ее осуществление показало высокую эффективность. Поэтому она заслуживает своего осуществления и на нашем историческом витке в целях эффективного разрешения накопившихся противоречий.
Для этого предлагается:
1. Системное формирование квантовой культуры сознания через систему образования, СМИ, литературы и киноискусства и других форм творчества. Причем не как внедрение некоей идеи, а расширения ряда наблюдений людей в обществе;
2. Финансирование фундаментальных и прикладных исследований в недрения квантовой парадигмы в естественно-научных областях, прежде всего педагогики и медицины.
3. Создание наукоградов — исследовательских центров, деятельность которых направлена на практическую реализацию квантовой парадигмы в важнейших областях жизни человечества;
4. Проведение финансовой, бюджетной, инвестиционной и инновационной политики, направленной на реализацию квантовой парадигмы.
Основной проблемой на пути реализации описанного подхода являются интересы капитала, по усугублению существующих противоречий в целях реализации своей основной цели. Однако эволюция массового сознания, порожденнная квантовой парадигмой способна свести на нет их влияние по достижении некоей критической массы.
Література:
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. С. 320-321
2. Рифкин Дж. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом.М.:2012.
3. Нелюбина Т.А. Романова О.А. Управление инновационной восприимчивостью социально-экономических систем. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. -176 с.
4. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика – учение о взаимодействии. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - 320 с.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития: (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.
6. Szabo, Nick Formalizing and Securing Relationships on Public Networks. First Monday (September 1997) |