Привлекательность гостиничного рынка Украины не вызывает сомнений, но лишь основываясь на реальном нынешнем состоянии отельного рынка и правильном прогнозе, а также лишь при правильном планировании и выборе правильной инвестиционной стратегии, инвестор может извлечь максимальную эффективность.
К критериям экономической оценки относятся следующие факторы [1]:
-определяющие спрос: население, ВВП на душу населения, общая численность рабочей силы, иногородняя рабочая сила, количество туристов.
- расходы на развитие и благоустройство: стоимость участка земли,
стоимость строительства.
-показатели деятельности: занятость отелей, средняя стоимость номера, средний доход с номера.
-привлекательность инвестиций: оценка доходности, объемы инвестиций.
Преимущества бюджетного сегмента для инвестора [2]:
• эксперты прогнозируют в бюджетном сегменте отельного бизнеса рост, опережающий другие сегменты;
• концепция бюджетного отеля подходит для любого рынка;
• малое количество конкурентов в украинском сегменте бюджетных отелей;
• низкие затраты на строительство и реконструкцию отеля;
• масштабируемость модели бюджетного отеля;
• низкие эксплуатационные расходы;
• минимальные издержки на продвижение продукта;
• более простое управление, чем управление объектом высокого класса.
В целом, отмечают эксперты, сроки окупаемости гостиничных проектов в посткризисный период значительно возросли. Если в 2000–2008 годах возврат инвестиций в открытие средних и крупных отелей составлял 5–7 лет, сегодня на это потребуется от 8 до 15 лет. В случае с малыми отелями окупаемость увеличилась с 3–5 до 5–7 лет. В числе факторов, влияющих на сроки окупаемости гостиничного проекта, — местоположение, размер и формат гостиницы. По данным исследования компании Heliopark Hotels &Resorts, быстрее — всего за 2–5 лет — сегодня окупаются мини-отели и гостиницы с почасовой оплатой. Также перспективным сегментом для инвестирования являются бутик-отели и отели уровня 4–5 «звезд» в крупных городах. В этом случае есть шанс окупить проект за 5–7 лет. Возврат инвестиций в городской отель уровня «3 звезды» потребует чуть больше времени — 6–8 лет. Наиболее рискованными, с точки зрения инвестирования, являются проекты загородных отелей, которые окупаются 9–11 лет, и курортных гостиниц с ярко выраженной сезонностью (свыше 10 лет) [3].
Главные опасения инвестора:
• правильно ли используется имущество инвестора;
• происходит ли удорожание услуг отеля
• постоянные расходы на ремонт и реновацию отеля
• инвестору кажется, что оператор ни за что не отвечает. (Кажется не научное слово)
Пути оптимизации отношений оператора с инвестором:
• фондирование процента от прибыли или выручки на проведение ремонта и реновации отеля;
• правильно построенная отчетность и аудит;
• четко прописанные договоры;
• перенос основной доли выплат оператору с оборота на прибыль.
В процессе выбора объекта для инвестиций в гостиничный бизнес необходимо учитывать комплекс важных факторов [4]:
• Расположение –инвестиционная привлекательность гостиницы зависит от наличия поблизости исторических достопримечательностей, ландшафта, удаленность от промышленных зон, природные условия, подъездные пути, условия для создания обязательной инфраструктуры.
• Финансовая история – состояние бухгалтерской отчетности, отношение с налоговой и прочими фискальными службами, отсутствие долгов и кредитов, залогом в которых выступает гостиница.
• Качество работ – соблюдение технологических норм строительства, экологичность, пожаробезопасность используемых отделочных материалов, наличие сертификатов отделочных материалов и др.
• План – сроки строительства или реконструкции, тщательный расчет сметы, учет факторов риска и создание под них резервного фонда.
• Льготы – упрощенная бухгалтерия, налоговые преференции и т.д.
Определение, оценка и анализ определенных показателей дает возможность выделить как самые «горячие» рынки, так и те, где спрос относительно невысок. Также эти критерии помогают проанализировать то, как спрос и показатели деятельности отелей соотносятся с привлекательностью каждого рынка с точки зрения покупки существующих отелей и создания новых [5].
Литература:
1. http://ru.myexperto.ru/rejting-privlekatelnosti-investitsij-v-oteli-v-evrope/.
2. http://www.delinform.ru/article.php?numn=9026.
3. http://mmgp.ru/blog/gostinichnuyu-industriyu/.
4. http://www.realtysar.ru/mobile/articles/?ELEMENT_ID=26300.
5. http://hiterbober.ru/legal-assistance/ocenka-investicinnyh-proektov.html.
___________________________
Научный руководитель: Железнякова И.Л., ассистент кафедры Экономики предприятий, бизнес-администрирования и регионального развития
|