:: ECONOMY :: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ АВИАПЕРЕВОЗКИ :: ECONOMY :: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ АВИАПЕРЕВОЗКИ
:: ECONOMY :: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ АВИАПЕРЕВОЗКИ
 
UA  RU  EN
         

Світ наукових досліджень. Випуск 36

Термін подання матеріалів

17 грудня 2024

До початку конференції залишилось днів 0



  Головна
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
Календар конференцій
Архів
  Наукові конференції
 
 Лінки
 Форум
Наукові конференції
Наукова спільнота - інтернет конференції
Світ наукових досліджень www.economy-confer.com.ua

 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше

 Наша кнопка
www.economy-confer.com.ua - Економічні наукові інтернет-конференції

 Лічильники
Українська рейтингова система

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ АВИАПЕРЕВОЗКИ

 
27.11.2017 20:09
Автор: Аль-Газу Али, кандидат экономических наук, Киевский Национальный Экономический Университет имени Гетьмана
[Секція 3. Облік, статистика і аудит;]

Становление рыночных отношений в механизме ведения хозяйской деятельности оказало существенное воздействие на рынок предоставления услуг, в котором ключевое место принадлежит транспорту, а именно – авиатранспорту. Катагенез непосредственного оказания авиатранспортных услуг субъектами хозяйствования, как пассажирских, так и грузовых, состоит из большого количества технологически сложных и разнообразно затратных операций, которые порядком усложняют разработку схемы эффективного их учетной стороны. Широкий спектр проблем, которые возникают в процессе формирования расходной части деятельности предприятий по оказанию авиауслуг, требуют дальнейшего развития и усовершенствования концепции бухгалтерского учета в сфере авиаперевозок, направленных на удовлетворение информационных потребностей с разным вектором детализации данных, что и послужило причиной выбора темы исследования.

Научные труды, касающиеся исследования на теоретическом уровне экономической содержащей авиаперевозок, посвятили такие теоретики и практики, как Афанасьева В. Г., Никитина С.П., Грязнова В.С., Чиркова В.К., Артамонова Б.В., Лившица В.Н., Уайтхед Дж., Бенсон Д., Кинг Ч., Оуэне Ч.А. и другие. Учетные аспекты расходов авиаперевозок предоставлены в работах Апчерч А., Басманов И.А., Друри К., Кужельный М.В., Лучко М.Р., Маргулис А.Ш., Сопко В.В., Форестер Дж.

Целью тезисов поставлено исследование учетных особенностей расходов авиаперевозки.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд заданий:

- рассмотреть содержание расходов авиаперевозки;

- предложить наиболее целесообразный метод учета расходов авиаперевозки.

Согласно НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», расходы – это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками) [1]. Учитывая специфику хоздеятельности предприятий по предоставлению авиауслуг, экономическая сущность этих услуг заключается в их определении как результата деятельности в процессе перемещения материальных объектов, не воплощается в вещественный формат, а существует в виде потребительского эффекта, для достижения которого используются различные ресурсы предприятий по оказанию авиауслуг, именно они и составляют их затраты. Поэтому результаты хозяйствованию по предоставлению авиаперевозок можно считать формой затраченных средств, материалов, потенциала и резервов, что в рыночных условиях потребует справедливого возмещения в виде других ресурсов, которые являются доходам авиатранспортного организаций [2]. 

Так, согласно нормам раздела «Содержание расходов» вышеупомянутого НП(С)БУ 1, а также экономической сущности затрат авиаперевозок, ими являются: аэропортовые расходы; расходы на оперативное техобслуживание; сборы за метеообеспечение; расходы на авиаГСМ; расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе; расходы на содержание и питание экипажей в аэропортах расходы на страхование пассажиров (грузов); отчисления агентам; аэронавигационные сборы; амортизация воздушных судов и авиадвигателей; расходы, связанные с лизингом воздушных судов; расходы на оплату труда летного состава и бортпроводников; отчисления в социальные фонды с заработной платы; расходы на периодическое техническое обслуживание расходы на страхование воздушных судов, профессиональной ответственности и ответственности перед третьими лицами (включая расходы по обязательному страхованию воздушных судов и профессиональной ответственности летного и инженерно-технического персонала); расходы на капитальный ремонт воздушных судов и двигателей.

Согласно ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [3], бухгалтерский учет делится на финансовый учет и внутрихозяйственный (управленческий) учет. Поскольку финансовый учет затрат авиатранспортных предприятий мало чем отличается от учета затрат иных транспортных предприятий и ведется сугубо в рамках законодательства, считаем более актуальным рассмотреть управленческий аспект ведения учета таких расходов. По нашему мнению, наиболее целесообразным методом учета затрат авиаперевозок является метод АВС-костинг, который обозначает учет затрат за процессами с учетом распределения расходов на переменные и постоянные составляющие по принципам метода директ-костинг. Однако, метод АВС-костинг предусматривает разделение расходов предприятий по предоставлению авиауслуг по различным классификационным признакам, а именно: объект учета, объект калькуляции и способ отнесения таких затрат на объект [4].

При использовании данного метода объектом учета следует принимать заказ, а при группировке по объектам калькуляции – четыре уровня расходов процесса:

1-й: авиауслуга (груз) – прямое отнесение затрат на объект;

2-й: партия авиауслуг (самолет) – зачисление затрат на объект по факторам;

3-й: вид авиауслуг (заказ) – зачисление затрат на объект по факторам;

4-й: совокупность видов авиауслуг (предприятие) – распределение затрат на объект.

В согласии со способом отнесения затрат на объект калькуляции они группируются на прямые и непрямые. К прямым расходам относятся индивидуальные издержки процесса, к непрямым - общие расходы для нескольких процессов, объединенных по однородности выполняемых операций в функциональные центры.

В момент выбора метода расчета себестоимости авиаперевозки следует брать во внимание особенности организационной структуры предприятия, участие предприятия в другой коммерческой деятельности, объем его работы. Также, на значение себестоимости могут влиять: тип используемого самолета, степень использования средств навигации, продолжительность и дальность непрерывного перелета, характер авиалинии, мощность пассажиропотока, направления перевозок , сезонность, место расположения авиапредприятия и место прохождения авиалинии.

Автор вносит предложение к применению методики ABC-костинг с учетом принципов методики директ-костинг, что позволит более обоснованно выбирать факторы (показатели) распределения затрат с целью совершенного формирования себестоимости услуг в соответствии с поставленной целью управления.

Согласно проводимым исследованиям, предлагаем классификацию производственных и непроизводственных затрат по признакам: а) по отношению к внутренне фирменной кооперации - затраты внутреннего или встречного (внешнего) потребления взаимных услуг; б) в отношении к объему предоставляемых услуг - переменные или постоянные затраты; в) в отношении к способу участия в производстве - производственные (прямые технологические), общепроизводственные (непрямые технологические и прямые и непрямые нетехнологичные), административные и сбытовые (прямые и непрямые непроизводственные) затраты.

Выводы. Проводимые исследования дали возможность сделать следующие выводы:

1. расходами предприятий по предоставлению услуг авиаперевозки являются различные затрачиваемые ресурсы, которые они используют для достижения целей своей деятельности – предоставление авиатранспортных услуг. К ним относятся: расходы на топливо, а также другие возобновляемые ресурсы, эксплуатационные расходы на основные средства, заработная плата с начислениями, а также общепроизводственные и непроизводственные расходы;

2. наиболее целесообразным методом учета расходов авиаперевозок в управленческом учете считаем метод АВС-костинг с учетом принципов метода директ-костинг, что позволяет обоснованно выбирать факторы (факторы, показатели) распределения затрат с целью совершенного формирования себестоимости услуг в соответствии с поставленной целью управления.

Список литературы:

1. Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» Минфин Украины; Приказ, Положение, Стандарт […] от 07.02.2013 №73. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/z0336-13.

2. Мельничук М.Г. Облік та контроль витрат і доходів від реалізації послуг з вантажних авіаперевезень: автореф. дис…. канд. екон. наук: 08.00.09/ М.Г. Мельничук ; Держ. вищ. навч. закл. «Київ. нац.. екон. ун-т ім. Вадима Гетьмана». – К., 2009 – 20 с. – укр.

3. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине Верховная Рада Украины; Закон от 16.07.1999 №996- XIV.

4. Управлінський облік [Текст] : підручник / Л. В. Нападовська ; Київ. нац. ун-т ім. Т. Г. Шевченка. - 2-ге вид., доопрацьов. та допов. - К. : КНТЕУ, 2010. - 647 с. 

_________________________

Гнилицкая Лариса Владимировна, доктор экономических наук, профессор, Киевский Национальный Экономический Университет имени Гетьмана

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter


 Інші наукові праці даної секції
НЕМАТЕРІАЛЬНІ АКТИВИ ЯК ОБ’ЄКТИ ОБЛІКУ ТА КОНТРОЛЮ
29.11.2017 20:28
ОБЛІКОВА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА ЯК СКЛАДОВА СИСТЕМИ УПРАВЛІННЯ
29.11.2017 19:53
ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ОБ’ЄДНАНЬ СПІВВЛАСНИКІВ БАГАТОКВАРТИРНОГО БУДИНКУ В УКРАЇНІ ТА ЧИННИКИ, ЯКІ ВПЛИВАЮТЬ НА ОРГАНІЗАЦІЮ ОБЛІКУ В НИХ
28.11.2017 19:25
НАПРЯМИ ВДОСКОНАЛЕННЯ ОБЛІКУ ДЕБІТОРСЬКОЇ ЗАБОРГОВАНОСТІ
28.11.2017 19:21
КРИТЕРІЇ ВИЗНАННЯ ТА ОЦІНКА НЕМАТЕРІАЛЬНИХ АКТИВІВ, СТВОРЕНИХ ВСЕРЕДИНІ ПІДПРИЄМСТВА
28.11.2017 19:15
ОЦІНКА ДЕФІНІЦІЙ КАТЕГОРІЇ «ВИТРАТИ» ЯК ОБ'ЄКТА ОБЛІКУ ТА КОНТРОЛЮ
28.11.2017 19:08
МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛІЗУ ФІНАНСОВИХ РЕЗУЛЬТАТІВ
28.11.2017 18:25
ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ ФІНАНСОВИХ РЕЗУЛЬТАТІВ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА
28.11.2017 18:03
ОБЛІК ДЕБІТОРСЬКОЇ ЗАБОРГОВАНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ ТА МЕТОДИ ЇЇ МІНІМІЗАЦІЇ
28.11.2017 17:56
ПРОБЛЕМИ ОРГАНІЗАЦІЇ АМОРТИЗАЦІЇ ОСНОВНИХ ЗАСОБІВ
28.11.2017 17:50




© 2010-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.economy-confer.com.ua обов’язкове!
Час: 0.161 сек. / Mysql: 1599 (0.124 сек.)