Аннотация
В статье анализируется финансово-экономическое состояние транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеэкономических операций компании ООО «Оленич Групп ЛТД». С целью определения мероприятий по повышению эффективности транспортно-экспедиторской деятельности проанализированы такие показатели, как коэффициент концентрации собственного и привлеченного капитала, коэффициент мобильности собственных средств, коэффициент финансовой устойчивости, уровень обеспечения материальных запасов собственными оборотными средствами, а также коэффициент ликвидности.
Ключевые слова: финансовый анализ, транспортно-экспедиторское обслуживание, внешнеэкономические операции, финансовая устойчивость, конкурентоспособность
Простановка проблемы в общем виде:
В условиях, когда на рынке представлено множество акторов, невозможно предоставить конкурентоспособную услугу, не имея аналитических данных о общей конъюнктуре рынка и данных об основных конкурентах.
В современных условиях постоянный мониторинг рынка предоставляет преимущество в конкурентной борьбе, создает условия для управления эффективностью транспортно-экспедиторской деятельности, является основой для постоянного совершенствования предоставляемой услуги в соответствии с требованиями рынка. Такой подход к изучению рынка должен привести к увеличению объемов предоставления услуг и улучшению финансовых показателей предприятия. Исчерпывающую информацию о рынке можно получить путем анализа аналогичных услуг, представленных на рынке, в разрезе их технических эксплуатационных характеристик, а также стоимости, как величины, отражающей денежное измерение данных показателей в соответствии с рыночными условиями.
Постановка задачи
Для выработки мер повышения эффективности транспортно-экспедиторской деятельности ООО «Оленич Групп ЛТД» необходимо оценить финансовое состояние предприятия и иметь представление о его потенциале (как финансовом, так и производственном), который можно использовать для повышения конкурентоспособности предприятия, усиление его роли на внешних рынках и разработке маркетинговых средств выхода на выбранные рынки.
Изложение основного материала
Одним из аспектов анализа финансово-экономического состояния предприятия является анализ показателей его финансовой устойчивости. В процессе исследования был проведен анализ финансовой устойчивости ООО «Оленич Групп ЛТД», который базируется на использовании показателей финансовой отчетности предприятия.
Для анализа финансовой устойчивости используется ряд показателей. Одним из наиболее значимых является коэффициент концентрации собственного капитала. Он определяет удельный вес собственного капитала в общей сумме хозяйственных средств. Чем больше удельный вес собственного капитала, тем стабильнее является финансовая ситуация в компании. Нормативным показателем коэффициента концентрации собственного капитала является 0,5. Коэффициент концентрации собственного капитала ООО «Оленич Групп ЛТД» за два года приведен на рис.1.[1,5]
В течение 2014-2015 годов данный показатель для ООО «Оленич Групп ЛТД» находился ниже нормы. Следует отметить значение падения данного показателя в 2015 году (2015 г. сопровождался наибольшей прибылью предприятия). Вполне вероятно, что для обеспечения производства были использовано большее количество оборотных активов, а источники формирования этих активов заключались в увеличении кредиторской задолженности.
Коэффициент капитализации, или коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств рассчитывается как отношение всего привлеченного капитала к собственному. Чем выше значение данного коэффициента, тем больше предприятие зависит от источников привлечения средств. Критическое значение данного показателя составляет 0,7. При превышении этого уровня следует считать финансовую устойчивость предприятия сомнительной (см.Рис.2). [2,6]
На графике можно наблюдать ситуацию, аналогичную ситуации с приведенным выше коэффициентом концентрации собственного капитала. В 2015 году несколько ухудшились показатели финансовой устойчивости, что, в первую очередь, было вызвано ростом текущей кредиторской задолженности.
Коэффициент мобильности собственного капитала указывает на то, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать данными средствами. Нормативное значение коэффициента мобильности составляет 0,2-0,5. Значение коэффициента мобильности приведены на рис.3.[5,6]
Коэффициент финансовой устойчивости выражает удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности в течение длительного времени, привлеченных для финансирования активов данной организации наряду с собственными средствами. Следует отметить, что наличие долгосрочных инвестиций или долгосрочных кредитов на предприятие означает: во-первых, о доверии кредиторов предприятию, во-вторых, о выполнении инновационных проектов на предприятии, требующих долгосрочного финансирования. [4,5]
Вывод
Если большинство показателей финансовой устойчивости ООО «Оленич Групп ЛТД» можно считать образцовыми, то показатели рентабельности ООО «Оленич Групп ЛТД» в течение последних нескольких лет значительно снизились. Если достаточно высокую рентабельность основных средств можно объяснить низкой потребностью в основных средствах и других необоротных активах, то рентабельность оборотных активов (которые по сути являются основными активами предприятия), что является чрезвычайно низкой в 2015, является индикатором возможных проблем на предприятии. Отсутствие внедрения инноваций в деятельность предприятия, использование традиционных подходов к маркетинговой деятельности приводит к снижению скорости оборота денежных средств и прочих оборотных активов, в свою очередь негативно влияет на показатели рентабельности предприятия. Это свидетельствует, что предприятию необходимо осуществлять модернизацию, обновление подходов к предоставлению транспортно-экспедиторских услуг.
Использованная литература:
1. Козак Ю. Г. Міжнародна торгівля: підручник: навч.посібник / Ю. Г. Козак, Н. С. Логвінова, Н. В. Притула та інші. - 5-те вид. перероб. та доп. - Київ-Катовіце-Краков: Центр учбової літератури, 2015. – 272 с.
2. Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев; Москва; Издательский центр «Академия»; 2005.
3. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем / А.В. Кириченко [и др.]; Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – 506 с.
|