Актуальность данной работы обусловлена нынешним экономическим положением Республики Беларусь, которое характеризуется активным наращиваем экспорта товаров и услуг на мировые рынки.
Беларуськалий — это один из крупнейших в мире, второй в СНГ производитель калийных минеральных удобрений. По данным Международной ассоциации удобрений, на его долю приходится седьмая часть мирового объема производства калийных удобрений. В настоящее время Беларусь по объему производства калийных удобрений находится на третьем месте в мире после Канады и России, а по производству их на душу населения – на первом. [1]
Однако, имея второй по величине мировой запас калийных руд, как минимум стоило бы ожидать такого же места в мировом производстве калийных удобрений. ОАО «Беларуськалий» проигрывает в конкуренции российской компании «Уралкалий», которая обладает на 22% меньшими запасами извлекаемых калийных руд и на 1,3% меньшим содержанием калия в руде, что, в общем итоге выливается в 1,7% меньшими возможностями в производстве калийных удобрений, однако доля рынка российской компании на 2,7% больше, чем у белорусской. Ввиду этого, ОАО "Беларуськалий" ставит перед собой амбициозную задачу обеспечить к 2025 году производственные мощности по выпуску калийных удобрений до 15,9 млн.т. [2]
Так как предприятие функционирует на олигополистическом рынке, ОАО «Беларуськалий» необходимо активно реализовывать мероприятия по развитию своих конкурентных преимуществ. Данные мероприятия описаны в Таблице 1.
На сегодняшний момент однобокое применение стратегии абсолютного лидерства в издержках не актуально, так как себестоимость продукции «Беларуськалий» в 2,5 раза выше, чем у его основного конкурента по производственным мощностям – «Уралкалия». По этой причине менеджмент компании делает ставку и на дифференциацию продукта, что выражается в строительстве новых цехов и комбинатов по переработке первичного сырья и превращение его в сложный, с большей добавленной стоимостью продукт.
В работе были рассмотрены конкурентные позиции предприятия-производителя минеральных удобрений, проанализированы осуществляемые действия по увеличению конкурентных преимуществ предприятия.
Литература:
1. Jasinski, M. Mineral Commodity Summaries / M. Jasinski // U. S. Geological Survey. — 2015. — P.122—123.
2. Белорусское телеграфное агенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/belaruskalij-rasschityvaet-k-2025-godu-uvelichit-proizvodstvo-kalijnyj-udobrenij-do-159-mln-t-v-god-265358-2017/. Дата доступа: 08.09.2017.
|