Транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс, который включает в себя совокупность производственных объектов и органов управления. Главная цель функционирования такой системы - удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в рациональных перевозках грузов и пассажиров. Для достижения цели необходимо совершенствование координации работы всех видов транспорта, а также взаимодействия их с другими отраслями экономики и хозяйства в целом, внедрения более совершенной технологии перевозок в смешанном сообщении [1; 2].
Процесс доставки усложняется с каждым годом, в нем появляется больше этапов, повышаются требования со стороны клиентов к соблюде-нию графиков и сроков доставки, возрастает количество экспедиторских организаций на рынке услуг. Постоянное развитие специализации труда ведет к усилению интеграции транспорта в технологические процессы производства и распределения товаров [3; 4].
На внешнеэкономическую деятельность транспортно-экспедиторских предприятий, как и любых других субъектов, осуществляющих операции на внешних рынках, оказывает влияние множество факторов. В условиях рыночной экономики любая организация рассматривается как открытая система с учетом влияния внешней среды. Выделяют два типа внешних факторов: косвенного воздействия (общее окружение) и прямого воздействия (ближайшее окружение).
Рассмотрим эти факторы подробнее, а также определим, как именно они сказываются на деятельности компании-экспедитора:
• общее окружение включает в себя экономические, политические, технологические, социально-культурные и международные факторы;
• экономическое окружение характеризуется уровнем развития и состоянием экономики, влияющих на стоимость ресурсов и спрос на товары и услуги. Как результат, снижение спроса на ТЭУ, необходимость, в частности, принятия решения о снижении тарифов, объемах и комплексности обслуживания и т.п. К факторам экономического окружения относятся также экономические методы воздействия на деятельность организаций. В сфере ТЭО это меры государственного регулирования, которые включают в себя налоговую политику в отношении транспортных и экспедиционных организаций, таможенное регулирование ввоза ТС, пограничные сборы, регулирование системы ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте, систему лицензирования перевозочной, экспедиторской и иной транспортной деятельности на различных видах транспорта [1,2];
• система лицензирования, в частности, оказывает здесь двойное влияние: является составляющей затрат на определенные виды услуг, в том числе перевозок, и служит сдерживающим фактором для выхода на рынок услуг новых перевозчиков и экспедиторов;
• политическое окружение определяет способы и цели управления экономикой страны;
• технологическое окружение отражает уровень научно-технического развития и является одновременно фактором внутренней среды организации. Ориентация организации на использование современных методов и технологий, в том числе в сфере менеджмента, например использование логического подхода к управлению движением материальных потоков, является объективной необходимостью в современных экономических условиях;
• социально-культурное окружение влияет на трудовые отношения, требования к уровню заработной платы сотрудников, условиям труда и т.п.;
• международное окружение оказывает влияние в первую очередь на организации, действующие на международном рынке. Однако многие из этих организаций, в свою очередь, могут оказывать косвенное или прямое воздействие на ситуацию на внутреннем рынке;
• ближайшее окружение составляют поставщики, законы и государственные органы, собственники, потребители и конкуренты. Практически все факторы этой группы формируют маркетинговую среду организации, непосредственно влияют на ее деятельность и испытывают на себе ее прямое воздействие;
• маркетинговая среда транспортно-экспедиционных организаций – это совокупность организаций и других субъектов эконо¬мики, действующих за пределами транспортной или экспедиционной организации и влияющих на ее деятельность.
Таким образом, компания, которая собирается осуществлять транспортно-экспедиторскую деятельность на внешнем рынке, должна учитывать множество факторов влияния. Безусловно, все они усложняют внешнеэкономическую деятельность, однако грамотный учет и оценка возможностей их влияния способны вывести компанию на качественно новый уровень, обеспечив надежную рыночную позицию за счет уменьшения издержек путем грамотного формирования логистических расходов, формирования маркетингового плана, учитывающего влияние маркетинговой среды, соответствия качества услуг и управления компанией современным требованиям лицензирования, формирования отвечающей реальности системы ценнобразования.
Литература:
1. Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев; Москва; Издательский центр «Академия»; 2005.
2. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем / А.В. Кириченко [и др.]; Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – 506 с
3. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем / А.В. Кириченко [и др.]; Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – 506 с
4. Кравченко, Е.А. Основы транспортно-экспедиционного обслуживания / Е.А. Кравченко, Е.А. Лебедев. – Краснодар: Краснодарское ЦНТИ, 2003. – 203 с