Обострение проблемы теневого оборота электронных отходов (ЭО) связано с растущими объемами электронного мусора, который нелегально экспортируется западными странами в государства третьего мира, где он перерабатывается без соблюдения экологических норм и представляет собой серьезную угрозу для экологии и здоровья местного населения [1]. Ежегодно в КНР ввозится 8 т контрабандных ЭО [2]. Европейское законодательство предусматривает ряд норм, преследующих нелегальный трафик электронных отходов. Однако, как свидетельствует практика, объем теневого экспорта электронного мусора растет из года в год.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) [3] устанавливает меру наказания в виде лишения свободы сроком до 4 года или другую меру наказания за совершение «серьезного преступления». Практика судебных разбирательств показывает, что преступления, связанные с нанесением вреда окружающей среде, в частности, незаконный вывоз выброшенных ЭО, не квалифицируются как «серьезные» или тяжкие, а их участники – как организованные преступники, в результате чего данная мера наказания практически не применяется. Например, в Нидерландах 30% случаев нарушения законодательства ЕС в области регулирования транспортировки ЭО не преследуется в судебном порядке. В целом эффективность санкций ЕС в данной области характеризуется противоречивыми тенденциями. Количество фактически направленных в суд заявлений о нарушениях, степень применения санкций и уровни фактических штрафов сильно различаются.
Кроме того, государственные органы стран ЕС, осуществляющие контроль нелегальной перевозки ЭО, и органы прокуратуры недостаточно эффективно обмениваются информацией о принципах и правилах обвинения в преступлениях нелегальной транспортировки ЭО, участниках теневых операций, каналах трафика, зонах риска и ответственности и наказаниях, наложенных на правонарушителей.
Для контрабанды электронного мусора выбираются европейские порты с минимальной степенью надзора. По мнению специалистов Института европейской экологической политики, поскольку запретить теневую торговлю ЭО между странами ЕС и государствами, не входящими в ОЭСР, достаточно сложно, следует не столько преследовать нелегальный трафик из стран ЕС, сколько ужесточить регулирование в сфере обращения с электронным мусором в развивающихся странах.
Литература:
1. Хорошун Н. А. Глобальные экологические проблемы и популяризация экологических знаний / Хорошун Н. А., Шамаева О. П. // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2015. №1. С. 245-249.
2. Transnational Organized Crime in East Asia and the Pacific – A Threat Assessment 2013 [Электронный ресурс] / UNODC. URL: http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/TOCTA_EAP_web.pdf (Дата обращения: 14.05.2017).
3. United Nations Convention Against Transnational Organized Crime And The Protocols Thereto (General Assembly resolution 55/25 of 15 November 2000).
|