Во всем мире, люди, в силу различных причин находятся в движении, меняя место работы или жительства. Украинцы не исключение. Население в постоянном поиске лучших условий и уровня жизни. Есть множество факторов способствующих международной миграции, одним из которых является – кризис.
Мировой экономический кризис — кризисное состояние мировой экономики, резко обозначившееся с 2008 года и, по некоторым оценкам, не преодолённое до настоящего времени. Многие ученые рассматривают проблему кризиса с разных сторон, как плюсы, так и минусы. В любом случае, кризис нельзя исключать из ряда факторов международной миграции.
Международная трудовая миграция подразумевает перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами национальных границ в течении определенного времени. Поскольку труд неотделим от человека и является функцией его способности к труду, часто говорят о миграции рабочей силы[3].
Международная трудовая миграция включает в себя иммиграционные и эмиграционные потоки. Иммиграция – перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну. Эмиграция – перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж[3].
Международная миграция рабочей силы – межстрановое перемещение трудоспособного населения по причинам, не предполагающим окончательного местожительства[3].
Международная миграция рабочей силы вызвана поисками высокооплачиваемых мест работы, трудоустройство, возможностей самореализации, политико-правовыми мотивами, относительным перенаселением во многих странах мира, неравномерностью экономического развития и другое.
Международная трудовая миграция обусловлена прежде всего экономическими причинами, главными из которых являются:
- различный уровень экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в страны с более высоким уровнем жизни;
- различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами. Она влияет на объем производства, на различие в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудовых ресурсов, то это создает стимул для эмиграции;
- зарубежная деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В данном случае происходит перемещение рабочих к рабочим местам в зарубежные филиалы ТНК;
- наличие безработицы в стране (усиливает трудовую миграцию).
Во всех странах, по разному, проводится политика социально-экономической защиты от безработицы. Более сильный опыт у промышленно развитых стран. Материальная поддержка безработных включает страхование от безработицы и социальную помощь. Уровень безработицы в значительной мере зависит от социально-экономической ситуации в стране.
Ниже, указаны основные показатели рынка труда в Украине по данным Государственной службы статистики(рис. 1.). На гистограмме изображен процент безработного и занятого населения страны трудоспособного возврата. Начиная с 2013 года, в связи с политическим кризисом, в Украине заметно падает процент занятого населения.
Рис. 1. Основные показатели рынка труда в Украине (2010-2016)[1].
Фактически Украина сталкивается с новой волной бегства из страны, говорят эксперты. “И события на востоке, и ухудшение экономической ситуации, безусловно, имеют влияние на решение людей искать лучшей жизни в другом месте, в том числе за границей. Все это привело к резкому увеличению миграции”,— отмечает Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований[4].
Из-за экономического кризиса последних двух лет уровень трудовой миграции вырос. Например, в 2014 м в Польше количество разрешений на трудоустройство для украинцев увеличилось на 15 %, в Германии — на 24 %, в Словакии — на 17 %. Такие цифры приводит Ирина Сушко, глава общественной организации Европа без барьеров[4].
Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг[2].
Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел[2].
Решением и контролем вопросов о международной миграции, занимается Международная организация труда, а также комиссия ООН по народонаселению фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Более детально проблемы международной миграции государства разбираются непосредственно внутри каждого государства, учитывая все особенности политики и экономики.
Литература:
1. Статистичний щорічник України. – К. Держкомстат України.
2. Е.Г.Гужва Мировая экономика: учебное пособие / М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.
3. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник./ Шаховская Л.С. – М.: Издательство- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – c. 151-162 с.
4. Корба Г. Очередь на выезд. Кризис и война вызвали новую волну миграции из Украины/Г. Корба/ Новое время. – 2015. НВ №39- 20с.
|