Взяв за основу научный анализ различных концепций в современной теории безопасности, следует сказать, что отсутствие опасности в абсолютном смысле невозможно. В реальности может отсутствовать конкретный вид опасности для конкретного объекта в определенном промежутке времени (в том случае, если еще не существует или уже не существует соответствующего фактора опасности).
Следует учитывать то, что интересы - это только небольшая часть широкого спектра объектов национальной безопасности. Эта часть выделяется субъективно и активно взаимодействует с воплощаемой в жизнь экономической и социальной политикой, производность которой во многом зависит от влияния отдельных групп людей и партий (на базе социально-политических предпочтений).
Очевиден тот факт, что угрозы - это один из множественных деструктивных факторов безопасности наряду с теми, о которых уже шла речь, например: опасность, вызов, риск, кризис, кризисная ситуация, катастрофа, деструкция, деформационные процессы и др.
Сферы реализации жизненно важных интересов, выделенные в соответствии со сферами жизнедеятельности социальных структур, указывают на необходимость исследования еще одного методологически значимого аспекта при анализе безопасности. Речь идет о видах безопасности, ее компонентах и элементах [1, с. 12]. В большинстве случаев исследователи вопросов безопасности при рассмотрении данного вопроса считают целесообразным использование термина «виды безопасности».
К видам безопасности причисляют экономическую, политическую, военную безопасность и т.д. Данное разделение основывается на разнообразии сфер жизнедеятельности общества и личности. Следовательно, виды безопасности содержат характеристики состояния либо непосредственно самого социального объекта, либо условий его жизнедеятельности. Учитывая этот факт, целесообразно в качестве самостоятельного вида безопасности выделить социально-экономическую безопасность.
Политика обеспечения социально-экономической безопасности Республики Беларусь на сегодняшний день строится на основе официально принятых в стране нормативных документов, базовыми из которых являются: Конституция Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [2].
При этом социально-экономическую безопасность можно рассматриваеть как систему, в состав которой входят внешние и внутренние факторы, жизненно важные интересы объектов безопасности - личности, общества, государства, реальные и потенциальные угрозы их безопасности, институты субъектов обеспечения безопасности.
Таким образом социально-экономическая безопасность - это неотъемлемый элемент системы национальной безопасности, неразрывно связанный с экономической, политической, социальной и военной составляющими, характеризующийся состоянием защищенности жизненно важных потребностей и интересов человека, государства и общества в экономической и социальной сферах от внутренних и внешних вызовов, угроз и опасностей.
Литература:
1. Лабуш Н.С. Национальная безопасность России и средства ее обеспечения. СПб., 1999. С. 12.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575.
|