В настоящее время в изменившихся макроэкономических условиях предприятия агропромышленного комплекса являются одними из ключевых налогоплательщиков Украины. По данным Государственной фискальной службы, в 2015 г. от АПК в бюджет поступило 14,392 млрд. грн., за І кв. 2016 г. – 12,116 млрд. грн., а за І полугодие 2016 г. – 4% от всех налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что превысило показатели сборов налогов от операций с недвижимым имуществом, деятельности в сфере информации и коммуникаций, строительства и т. д. [1]. Несмотря на ужесточение налогового режима в течение последних двух лет, аграрные предприятия продолжают оказывать значительное влияние на формирование доходной части государственного бюджета.
Позитивная динамика развития АПК в течение ряда лет обусловлена эффективными налоговыми стимулами, созданными правительством [2]. Единая налоговая политика, которая проводилась в Украине в 1998 – 2015 гг., привела к ряду положительных сдвигов в развитии агропромышленного сектора. Произошли кардинальные изменения в инфраструктуре АПК, значительно увеличился объем производства аграрной продукции. Большую часть товаров и услуг АПК производят микро-, малые и средние предприятия (92%), а поскольку налоговая реформа отрицательно отразится, прежде всего, на животноводческих фермах, которые обеспечивают 80% рабочих мест отрасли, можно ожидать замедления развития сельскохозяйственной отрасли.
В качестве направлений реформирования и совершенствования условий налогообложения сельскохозяйственных производителей, не ухудшающих их положение, и, в то же время, обеспечивающих более справедливые правила взимания налогов, можно предложить следующие:
- дифференцировать налоговую политику в зависимости от размера фермерского хозяйства: для мелких семейных фермерских хозяйств, обрабатывающих до 100-150 га земли, установить единый налог, который включает все виды налогов, в том числе НДС, что значительно упростит административные процедуры, бухгалтерский учет и отчетность мелких фермеров; для фермерских хозяйств и средних предприятий, деятельность которых не выходит за рамки населенного пункта, в котором они расположены или зарегистрированы, установить фиксированный налог с сохранением специального режима налогообложения НДС, который действовал до 2017 г., если они занимаются овощеводством, садоводством, виноградарством, животноводством и производством сахара; для крупных фермерских хозяйств и агрохолдингов, деятельность которых выходит за рамки населенных пунктов, где они расположены или зарегистрированы, и которые обеспечивают продукцией до 20-22 областей, ввести общую систему налогообложения;
- установить пониженную ставку НДС для предприятий, производящих продукты питания для конечного потребления;
- разработать и реализовать государственные программы поддержки фермерства и развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе посредством оказания помощи в получении долгосрочных кредитов по сниженным процентным ставкам.
Литература:
1. Надходження податків і зборів [Электронный ресурс] / Державна фіскальна служба України. URL: http://sfs.gov.ua/diyalnist-/pokazniki-roboti/nadhodjennya-podatkiv-i-zboriv--obovyaz/nadhodjennya-podatkiv-i-zboriv/ (Дата обращения: 14.03.2017).
2. Романов Р.В. Взаимосвязь государственной поддержки сельского хозяйства с банковским сектором / Романов Р.В. // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. № 6. С. 238-241.
|