Постановка проблемы: В современных условиях в Украине качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Именно поэтому выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров производства, внедрение эффективных систем управления качеством.
Цель статьи - уточнить определение понятия «качество продукции», рассмотреть факторы формирования качества продукции, определить направления повышения качества продукции.
Изложение основного материала исследования: Под качеством продукции понимают совокупность свойств, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии со своим назначением. Каждое изделие имеет свои конкретные свойства, которые отражают его полезность и способность удовлетворять потребности человека. Полезность того или другого изделия отражает его потребительскую стоимость, то есть должно быть оцененной по ее качественными показателями. Таким образом, потребительская стоимость и качество изделий тесно связаны между собой. Повышение качества продукции, как и другие экономические категории - повышение эффективности человеческого труда, развития науки и техники, является отражением исторического процесса.
В рыночных условиях хозяйствования потребитель продукции, независимо или юридическое, или физическое лицо, самостоятельно решает, какую продукцию или товар приобрести. Поэтому на потребительский спрос на товар влияют в значительной степени качественные показатели того или иного изделия (внешний вид, оформление, гарантии на товар), реклама, возможно его обслуживание и тому подобное.
Для поддержания высокого качества и конкурентоспособности готовой продукции на предприятии необходимо постоянно внедрять новейшие технологии и одновременно постоянно контролировать качество продукции в процессе технологического цикла. Однако процесс контроля должно сопровождаться определенными методиками контроля, классификации видов брака и соответствующими организационными приемами его устранения.
Под качеством продукции понимают также совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Такое определение приведено в стандарте ICO и является наиболее распространенным в странах с развитой экономикой. В 1986 г. В пределах ИСО были сформулированы сроки по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности, а в 1994 году. Эта терминология была уточнена. По этим последним подходом стандартизированным является определение качества, по которым данная категория является совокупностью характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Обобщая приведенные подходы, считаем, что качество продукции - это совокупность функциональных, эстетических и экономических свойств, которые соответствуют конкретным потребностям потребителей. Принципиальной особенностью такого определения является учет проявления свойств продукции в определенных условиях потребления. Имеется в виду, что качество продукции оказывается не в самих свойствах, а в том, в какой степени они удовлетворяют определенные потребности потребителей. Тем не менее, такой подход, по последним положениями теории менеджмента должен быть дополнен с учетом потребностей формирования активной позиции изучения и прогнозирования требований потребителей, формируя тем самым культуру потребления.
Основным результатом развития мирового предпринимательства в 80-х гг. ХХ в. стало доминирование конкуренции не цен, а качества: 80% покупателей принимали решение о покупке, обращая внимание в первую очередь на качество продукции. Таким образом, конкурентоспособной могла стать лишь продукция, которая должна была, при прочих равных условиях и меньшей производственной себестоимости, высокое качество. Данная ситуация позволила аналитикам обосновать термин "новая конкуренция». В продолжение данной дискуссии следует отметить формирование мощного институционального направления анализа и моделирования социально-экономических систем в новых условиях конкуренции, не может игнорироваться в странах транзитивной экономики, где новые институты экономической стабилизации и роста строятся на фундаменте принципиально нового понимания значения категории "качество".
Как показали результаты аналитического обзора научных источников по проблеме качества, многоаспектность подходов к рассмотрению данной категории не исключает доминирование достаточно узкого предмета исследований, а именно - идентификации качества с позиций достижения соответствующего ее уровня по субъективным позиций, требований рынка, или соответствие назначению. Все остальные вариации дефиниций сводятся к ориентации на ожидания потребителя, аналогично подходом по сути. Такой подход является классическим политэкономическим трактовкой одной из экономических категорий общественной жизни, которой является качество, исходя из доминантности фактора рынка во всей универсальности понимания последнего как неотъемлемой части народнохозяйственного комплекса, логика функционирования которого обусловлено действием конкуренции. По всей логики рыночного хозяйства, что не может, конечно, игнорироваться принципиально одновременно такой подход объективно ограничивает, по нашему мнению, глубину философского трактовка категории качества ввиду отсутствия в вышеотмеченных точке зрения таких исключительно важных аспектов, как организационные структурные компоненты репрезентативного предприятия, а также институциональный характер функционирования любой экономической организации. Как уже отмечалось, в современной теории экономики качества экономико-организационные и институциональные аспекты проблемы остались фактически без внимания.
Обеспечение надлежащего качества продукции - это требование времени, современной действительности, когда любой товар удовлетворять потребителя не может, как это было при командно-административной системе. В нынешних условиях потребитель продукции является регулятором ее уровня производства и спроса на рынке.
Качество продукции формируется под влиянием таких важных факторов:
- Активное стремление предприятий к оперативному использованию достижений научно-технического прогресса;
- Тщательное изучение требований внутреннего и международного рынков, а также потребностей различных категорий потребителей;
- Интенсивное использование творческого потенциала персонала через обучение, воспитание, систематическое повышение квалификации, разнообразную мотивацию материального и морального характера.
Важными свойствами для оценки качества являются:
1) технический уровень, отражающий материализацию в продукции научно-технических достижений;
2) эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
3) эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т.п.);
4) техническое качество, предполагающее гармоничное увязки предполагаемых и фактических потребительских свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).
Повышение качества продукции должно базироваться на основе разработки комплексной, взаимосвязанной системы технических, организационных, экономических и социальных и мотивационных мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень качества на всех стадиях производства и потребления продукции. Важным условием при их формировании является достижение "хозяйственного эффекта" за счет уменьшения стоимости изделий.
Поэтому считаем целесообразным внедрение мероприятий по повышению качества продукции одновременно:
1. По технологическому направлению:
- Научно-технологическое совершенство производства (использование достижений науки и техники в процессе проектирования изделий, совершенствование применения стандартов и технических условий);
- Совершенство средств производства (внедрение новейших технологий, обеспечение надлежащей технологической оснащенности производства);
- Совершенствование системы контроля качества сырья, материалов, готовой продукции;
2. По экономическим направлением:
- Эффективность управления затратами на качество;
- Уровень инвестиционного обеспечения модернизации;
- Эффективность системы логистики;
3. По организационным направлению:
- Формирование организационной культуры и философии организации;
- Использование эффективной системы мотивации;
- Лидерство и профессиональная компетентность среднего и высшего менеджмента;
- Качество промышленно-производственного персонала;
- Соблюдение технологической дисциплины;
- Проведение сертификации продукции и услуг согласно международных сертификатов.
Выводы: Качество продукции в большей степени определяется эффективностью системы управления качеством и надлежащей организацией самого производственного процесса. Со временем все больше предприятий понимают необходимость строгого соблюдения стандартов управления качеством и надлежащей производственной практики.
Система управления качеством, построенная в соответствии с принципами Всеобщего управления качеством предусматривает постоянное совершенствование маркетинговой деятельности фирмы, улучшение качества продукции и удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон: потребителей, персонала, собственников, поставщиков, общества в целом за счет создания соответствующего менеджмента.
Как показывает опыт, применение систем качества предоставляет предприятиям возможность существенно повышать эффективность своей деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими потребностям и требованиям законодательства. Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современного опыта в области организации и технологий, обеспечивает устойчивое положение предприятий на рынке.
Список использованных источников:
1. Мороз О. В. Організаційно-економічні фактори управління якістю на підприємствах :монографія. / О. В. Мороз, Л. М. Ткачук. – Вінниця : УНІВЕРСУМ-Вінниця, 2005. – 137 с.
2. ДСТУ ІSО 9000-2001. Системи управління якістю. Основні положення та словник. – На заміну ДСТУ 3230-95; Введ. 27.06.2001 р. – К. : Держстандарт України, 2001. – 26 с.
3. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития / Бест М. ; пер. с англ. – М. : ТЕЗИС, 2002. – 356 с.
4. Труш Ю. Я. Обґрунтування основних шляхів підвищення управління якістю продукції / Ю. Я. Труш // Формування ринкових відносин в Україні. – 2011. – № 8. – С. 91-94.
|