|
|
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
|
17.04.2013 12:48 |
Автор: Мартынюк Елена Сергеевна, аспирант Донецкого Национального Технического университета; Момот Александр Иванович, д.э.н., профессор Донецкого Национального Технического университета
|
[Секція 1. Економіка та підприємництво; ] |
Интегрированные системы менеджмента (ИСМ), отвечающие требованиям международных стандартов, в последнее время рассматриваются как инструменты устойчивого развития организации и повышения её конкурентоспособности [1, с.20]. Однако, в стандартах методы определения результативности систем менеджмента не регламентируются, и каждое предприятие, внедрившее такие системы, сталкивается с проблемой выбора механизма определения критериев оценки результативности процессов ИСМ. Оценка результативности ИСМ предприятия, которая позволяет определить степень реализации поставленных целей и задач, запланированных мероприятий, рассматривается в статье Колочевой В.В., Титовой В.А. [1]. Статья Скрипко Л.Е. посвящена экономическим аспектам в системах менеджмента качества [2]. Проблемам создания и функционирования интегрированных систем менеджмента посвящено много публикаций, однако вопросам определения результативности, эффективности и разработки критериев оценки не уделяется достаточного внимания. Анализ и разработка критериев оценки результативности процессов ИСМ. На любое предприятие оказывают воздействие внутренние и внешние факторы, проанализировав которые, можно сказать, что предприятие функционирует, с одной стороны, как сложный самостоятельный механизм, а с другой – как часть общего экономического механизма страны [3]. Для выполнения миссии предприятия и удовлетворенности всех заинтересованных сторон многие фирмы реализуют функции управления, разработанные на основе требований международных стандартов (ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007, ISO 26000:2010, ISO 27001:2005). Процессный подход в системе менеджмента качества настолько эффективен – насколько он внедрён, а аспекты качества, участвующие в оценке результативности ИСМ являются не частью самих процессов и процессного подхода, а механизмом их оценивания. После того, как определены характеристики процессов и построена процессная модель (модель взаимодействия процессов системы менеджмента качества), необходимо идентифицировать и классифицировать затраты на процесс [2]. Рассмотрим более подробно критерии оценки результативности процессов систем менеджмента, которые предлагают рассматривать [1, с.22-23], представлены в таблице 1.
Таблица 1 Критерии оценки результативности процессов ИСМ [Составлено на основе 1].
Итак, по данным таблицы мы видим, что оценка результативности процессов ИСМ предприятия предполагает определение плановых, фактических значений по каждому критерию и значимости каждого критерия внутри процесса. Для каждого критерия в начале отчетного периода устанавливаются плановые значения. Фактические значения определяются в конце периода по результатам внутренних аудитов, мониторинга процессов, информации об удовлетворенности заинтересованных сторон. Значимость критериев определяется экспертным методом владельцем процесса и начальником отдела ИСМ предприятия [1, с.21]. Титова В.А., Колочёва В.В. отмечают, что оценка результативности должна осуществляться по ключевым показателям, разработанным с учётом основных видов деятельности предприятия и требований стандартов [3]. Таким образом, полученная информация о результативности ИСМ является основой для анализа системы со стороны руководства, используется для оперативного контроля процессов, пересмотра документации и процедур, периодического пересмотра политики и целей, анализа и совершенствования ИСМ, информирования персонала и заинтересованных сторон [3].
Список использованной литературы: 1. Колочева В.В., Титова В.А. Оценка результативности ИСМ на примере предприятия металлургической отрасли промышленности // Методы менеджмента качества.-2009.-№3.-С.20-25. 2. Скрипко Л.Е. Экономические аспекты в системах менеджмента качества: результативность и эффективность [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://quality.eup.ru/ECONOM/ea.htm.- Загл. с экрана. 3. Титова В.А., Колочева В.В. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=10233.
|
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
|
|
|