|
|
|
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»)
|
16.04.2013 12:45 |
Автор: Мацукевич А. В., студентка Полесского государственного университета, г. Пинск, Беларусь
|
[Секція 2. Менеджмент. Маркетинг;] |
Особое внимание при разработке стратегий по управлению конкурентоспособностью продукции уделяется созданию конкурентных преимуществ. Другое важное направление в стратегии управления конкурентоспособностью продукции – достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, рекламы, маркетинговой деятельности в целом. На современном этапе экономического развития создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней её иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики [1, с. 4]. В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок, вести маркетинговые исследования, выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять её основные направления. Оценка конкурентоспособности организации – сложная задача, и проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов. Вследствие этого представляет определенный интерес оценка изменения конкурентоспособности фирмы во времени без учёта деятельности фирм-конкурентов [2, с.133]. Безусловно, такая оценка носит ограниченный характер. Показатели конкурентоспособности в данном случае сами по себе характеризуют только динамику изменения эффективности рыночной деятельности фирмы и не содержат информацию о её позиции на рынке относительно позиций фирм-конкурентов. Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия, проанализировать улучшение или ухудшение в целом его рыночной позиции. При изучении конкурентоспособности ОАО «Пинский мясокомбинат» был выбран именно этот метод, так как оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности – прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. С использованием данной методики в данной работе была проведена оценка конкурентоспособности предприятия ОАО «Пинский мясокомбинат», в ходе которой были выявлены как сильные, так и слабые стороны его хозяйственной деятельности. «Слабыми» сторонами признаны: степень охвата рынка и наличие относительно неширокого ассортимента продукции, вследствие недостаточности производственных мощностей предприятия; система сбыта продукции, так как основная часть сбыта осуществляется через собственную торговую сеть; рентабельность производства несколько ниже (на 1,2%), чем у основного конкурента – Брестского мясокомбината. «Сильными» сторонами предприятия ОАО «Пинский мясокомбинат» является его лидерство в относительной дешевизне продукции среди основных производителей мясной отрасли Брестской области и финансовое состояние предприятия. На основе результатов оценки был сделан вывод, что данное предприятие находится на третьем месте по успешности ведения своей хозяйственной деятельности среди предприятий мясной отрасли Брестской области, уступая лидирующие позиции ОАО «Брестский мясокомбинат» и ОАО «Кобринский мясоконсервный комбинат». Проанализировав продукцию ОАО «Пинский мясокомбинат», было сделано заключение, что она соответствует всем стандартам качества, но между тем перед предприятием стоит достаточно остро проблема интенсификации сбыта. Были выработаны рекомендации по формированию стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности Пинского мясокомбината. В качестве рекомендаций можно отметить следующее: • товарный ассортимент должен больше учитывать финансовое положение различных слоёв населения Республики Беларусь; товары, не востребованные населением, в частности дорогостоящие мясные деликатесы, следует обеспечить большей рекламной поддержкой (дегустации, выставки-ярмарки); задачей мясокомбината является постоянная работа над обновлением и расширением ассортимента продукции; • формирование в сознании рабочих и служащих стремления к тому, чтобы продукция была высококачественной – одна из основных задач администрации производственных подразделений. Необходимо прививать у тружеников чувство соучредителя своего предприятия, ведь судьба каждого из них зависит от благосостояния и процветания предприятия. Работники предприятия должны быть постоянно нацелены на улучшение качества изделий, совершенствование технологических процессов, экономию материальных и энергетических ресурсов, что даст возможность продукции стать более добротной, дешёвой и конкурентоспособной. В заключении можно сказать, что предприятие обладает достаточным потенциалом, как производственным, так и кадровым, для повышения его конкурентоспособности. Необходимо, чтобы руководство уделяло больше внимания маркетинговой и рекламной деятельности, что будет способствовать более эффективной организации производства и торговой деятельности. Нужно отметить, что в случае ликвидации своих «слабых» сторон предприятие будет обладать высокой конкурентоспособностью, а в рейтинге потеснит своих главных конкурентов и займёт ведущие места на рынке мясной продукции, как в Брестской области, так и в перспективе на национальном рынке Республике Беларусь.
Список использованной литературы: 1. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: ТГТУ, 2007. – 192 с. 2. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность: теория и практика менеджмента / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 268 с.
|
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
|
|
|