|
|
|
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
|
18.02.2013 23:25 |
Автор: Росенко Елена Юрьевна, аспирантка Европейского Университета
|
[Секція 1. Економіка та підприємництво; ] |
Актуальность темы выражена развитием рекреационной деятельности, связанной непосредственно с производством курортно-туристических услуг, что в настоящее время является важнейшим и преуспевающим сектором экономики развитых стран. Туристско-рекреационный комплекс является многоотраслевой сферой экономической деятельности, что определяет его, как особый объект экономического исследования. В его состав целесообразно включать такие подотрасли, как туризм, санаторно-курортное обслуживание, образование и культуру. Туристско-рекреационный комплекс охватывает широкое разнообразие предприятий и учреждений коммерческого и некоммерческого, прибыльного и бесприбыльного характера, действующих на рыночных принципах и на основе бюджетного финансирования, объединенных осуществлением сходных функций в процессе удовлетворения потребностей населения. Все туристско-рекреационные предприятия можно разделить на две группы: - предприятия прямого обслуживания (размещения, питания, торговли и т.д.); - предприятия косвенного обслуживания (коммунального хозяйства, бытового обслуживания, науки, системы образования и т.д.). Без взаимодействия двух этих составляющих ТРК невозможно создание качественного полноценного туристско-рекреационного продукта.
Рис. 1.1. Виды туристско-рекреационной деятельности
Рассматривая состав и структуру национального и региональных ТРК, можно сделать вывод о том, что их роль и значение состоят в том, что они: - создают материальную основу для отдыха, туризма, оздоровления и лечения отечественных и иностранных граждан; - способствуют развитию и совершенствованию материально-технической базы, техники и технологии отраслей, прямо и косвенно связанных с обслуживанием туристов и рекреантов; - обеспечивают рост занятости населения регионов, принимающих и обслуживающих туристов и рекреантов; - расширяют возможности формирования доходной базы бюджета страны, ее регионов и территорий; повышают уровень благосостояния населения страны и создают ресурсы потребления и накопления на общенациональных и региональных уровнях. Если одна часть подсистемы ТРК создает условия для отдыха и повышения качества жизнедеятельности человека, то есть предпосылки для роста человеческого капитала, то вторая ее подсистема - реализует эти условия, увеличивая собственно человеческий капитал. Особенности РТК как объекта регулирования указывают на то, что эта отрасль совершенно не похожа на другие, и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для регулирования рекреационно-туристским предприятием: - при планировании рекреационно-туристской деятельнос¬ти во главу угла должны ставиться нужды, потребности и желания конечных потребителе, в связи с этим дислокация рекреационно-туристского предприятия определяется, с одной стороны, месторасположением основ¬ного контингента потребителей РТП, а с другой – месторасположением РТР, которые являются практически основным фактором рекреационно-туристской отрасли; - непервичность РТП: хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, РТП не стал еще товаром первой необходимости, а также на РТП больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения; - в РТК большое значение имеет хорошо налаженная система маркетинга; кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, возникает необходимость ее постоянного контроля, т.е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость; в этой связи менеджмент в туризме должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации); - рекреационно-туристский продукт уникален. [3, с.120]. Одним из принципиальных моментов в регулировании рекреационным комплексом является его привязанность к конкретным регионам, располагающим конкретными условиями и обстановкой, в которой может осуществляться рекреационная деятельность. В современных условиях не вызывает сомнения тот факт, что туристско-рекреационный комплекс обладает огромным потенциалом развития и приспособления к меняющейся конъюнктуре. Потребность проследить происходящие перемены и преобразования в этой сфере деятельности, а также их влияние на общеэкономическое развитие страны и ее регионов обуславливает необходимость в аналитических и прикладных разработках и прежде всего в сфере экономики. Это позволит выявить тенденции и закономерности в развитии ТРК, оценить влияние на другие социально-экономические явления, а также определить перспективы его дальнейшего развития.
Литература: 1. Донец О.В. «Анализ предпосылок развития сельского зеленого туризма в Автономной Республике Крым».─ Симферополь, 2009.─ 92с. 2. ДуровичА.П.,КопаневА.С.«Маркетинг в туризме».–М.:Экономпресс,2005.- 145с. 3. Жукова, М.А. «Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие» М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.
|
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
|
|
|