|
|
|
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ И ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
|
12.10.2012 15:04 |
Автор: Гуринович Анна Петровна, студентка экономического факультета, Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь
|
[Секція 8. Світова економіка та міжнародні відносини;] |
1. Внешняя торговля Беларуси является важнейшей составляющей экономики (внешнеторговая квота превышает объемы ВВП на 20 и более процентов) и характеризуется постоянным присутствием дефицита, размер которого по счету текущих операций платежного баланса в течение трех последних лет превышал 10 процентов ВВП. Поэтому проблема сбалансированности внешней торговли и сокращения ее дефицита является актуальной. Отметим, что внешнеторговый дефицит формируется в торговле товарами, в то время как баланс услуг складывается с профицитом, размер которого, как правило, финансирует до 10 процентов дефицита внешней торговли товарами. 2. Одним из направлений реализации мер по снижению дефицита внешней торговли товарами в Беларуси выбрано импортозамещение, т.е. политика, проводимая государством с целью замещения импорта товарами отечественного производства. При реализации политики импортозамещения могут использоваться: таможенно-тарифное регулирование (пошлины); нетарифное (лицензирование и квоты); субсидирование производства внутри страны. Как известно, современная внешнеторговая политика страны, претендующей на присоединение к ВТО, должна отдавать предпочтение тарифным методам регулирования. 3. Основой переговоров любой страны при вступлении в ВТО является определение уровня таможенных пошлин как основы внешнеторговой политики, в том числе и импортозамещающей. Тарифы существуют, кроме всего прочего и для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. В то же время они не должны ущемлять потребителей и использующих импортные составляющие производителей, интересам которых отвечает снижение ввозных пошлин. Беларусь пока находится в поиске верного решения между либерализацией и протекционизмом во внешней торговле. Основой либерализации является открытие белорусского рынка, создание необходимых условий для нормальной конкуренции, сохранение защиты уязвимых и слабых отраслей отечественного производства. Основой протекционизма и импортозамещения – желание избавиться от прямого импорта и арифметически сократить дефицит внешней торговли за счет расширения производства отечественных аналогов пользующейся спросом импортной продукции. 4. Следует отметить, что международный опыт дает рекомендации по разумному сочетанию свободы торговли и протекционизма во внешнеторговой политике. Как правило, для малых экономик с небольшим внутренним рынком политика импортозамещения снижает конкурентоспособность товаров, которые по цене превышают импортные аналоги, вследствие чего их реализация возможна только на внутреннем рынке (т.е. такое импортозамещение дорого обходится потребителям той страны, правительство которой выбрало такую модель импортозамещения). Здесь в качестве примера необходимо привести белорусскую модель, где при массовой реализации политики импортозамещения с государственным участием и финансированием (основу экономики составляют государственные предприятия) уже сейчас можно наблюдать так называемые эффекты «дорогой бедности», когда на фоне снижения платежеспособного спроса населению предлагаются все более дорогие отечественные товары, аналоги которых в соседних странах стоят значительно дешевле. В целом же при формировании внешнеторговой политики побеждает свобода торговли, которая в большей мере соответствует целям достижения устойчивого экономического роста, расширения международного разделения труда и торговли. Здесь страны, выбравшие ориентацию на расширение производства конкурентоспособной экспортной продукции (с опорой на иностранные инвестиции и национальную поддержку экспортеров), достигают успехов как на внешних рынках, так и на внутреннем, где продукция мирового качества продается собственному населению (т.е. внутренний рынок является дополнением к внешним рынкам). 5. К более активному движению вперёд белорусских производителей стимулирует создание Единого экономического пространства и более свободный, чем прежде, доступ на рынок Казахстана и России. Однако следует иметь в виду, что легче продвигать свою продукцию на белорусский рынок смогут и наши соседи по таможенному союзу. После полного вступления России в ВТО, а также присоединения к ВТО Казахстана (планируется в конце 2012 года) ставки таможенных пошлин на территории Таможенного союза изменятся в сторону снижения и ослабления протекционистских барьеров. Исходя из этого, можно прогнозировать некоторое негативное влияние для белорусских предприятий и определенных категорий отечественных товаров, чьи иностранные аналоги будут допускаться в Таможенный союз по более либеральным условиям. Здесь безусловно конкурентоспособность белорусской продукции на российском рынке будет продолжать снижаться и продать белорусские аналоги импортной продукции на российском и казахстанском рынке в условиях честной конкуренции с импортом станет просто невозможно. Таким образом, как показывает анализ, в странах, в которых делался акцент на импортозамещающем производстве как основной линии модернизации экономики, наступал кризис. Такая ситуация была обусловлена тем, что режим функционирования национальной экономики, основанный на защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции, приводил к застою и не способствовал появлению в национальной экономике отраслей, продукция которых смогла бы отвечать современным требованиям и устойчиво продаваться на международном рынке.
|
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
|
|
|